Гайдамак и Леваев судятся за $1 млрд в Лондоне
Израильские миллиардеры советского происхождения пытаются поделить прибыли от добычи африканских алмазов
Читать на полной версииВ Высоком суде Лондона в споре за ангольские алмазы сошлись два израильских миллиардера советского происхождения. В разбирательстве также участвуют генерал из африканской страны, раввин и бывшие агенты «Моссада», пишет британская газета The Independent. На кону — 1 млрд долларов. «Это может звучать как завязка голливудского триллера, но это реальные игроки в судебном разбирательстве за 1 млрд долларов, которое открылось накануне в Высоком суде», — отмечает издание, называющее участников процесса «русскими алмазными магнатами».
Иск на такую сумму подал Аркадий Гайдамак к бизнес-партнеру Льву Леваеву. Оба израильтянина претендуют на часть доходов от прибыльного предприятия по добыче алмазов в Анголе. Леваев лично присутствовал в зале заседаний. Гайдамак дает показания по видеосвязи из Израиля. Как пишет издание, так он пытается не допустить экстрадиции во Францию, где получил срок (весной 2011-го сокращен с шести до трех лет) за поставки оружия в Анголу в 1990-е годы. Он не хочет появляться в Великобритании, опасаясь экстрадиции во Францию, где его также подозревают в налоговых преступлениях.
В ноябре 2009 года в интервью газете «Ведомости» в ответ на вопрос, вел ли он дела с Леваевым, Гайдамак сказал что помог тому наладить торговлю алмазами из Анголы. «Леваев стал одним из основных акционеров в совместном с ангольским правительством алмазном предприятии Ascorp в 1999 году. Это была первая компания, которая смогла лицензировать продажу алмазов», — сказал тогда израильтянин и добавил, что у него нет ни состояния, ни бизнеса в России. «Мне все пришлось продать. Самые удачные медийные российские проекты — «Объединенные медиа» и «Бизнес ФМ» — я начал с нуля и продал два месяца назад Владимиру Лисину», — рассказал бизнесмен.
Открывая судебный процесс, королевский адвокат Дэвид Вольфсон 23 мая заявил: «Этот процесс не о господах Гайдамаке и Леваеве, не о том, кто из них больший святоша. Они оба прожили славные и несколько красочные жизни. Таким образом, мы призываем суд заняться главным вопросом».
В центре спора — прибыли от добычи алмазов в Анголе и соглашение, которое, как настаивает Гайдамак, он подписал с Леваевым 11 лет назад. Истец заявляет, что, по соглашению, Леваев владеет долей акций в Angolan Diamond Selling Corporation Sarl (Ascorp) и получает соответствующую часть прибыли этой компании. Истец подчеркивает, что предполагаемый документ был подписан и якобы передан на хранение главному раввину России Берлу Лазару (у него, между тем, документа нет, говорилось в суде). Гайдамак заявил на суде, что поначалу он получал от Леваева выплаты до 2005 года. После этого денежный поток прекратился. Гайдамак утверждает, что Леваев задолжал ему около 1 млрд долларов. Истец также заявил, что некий генерал из Анголы мошенническим образом убедил Гайдамака отказаться от притязаний на совместное предприятие с Леваевым — Ascorp.
Лев Леваев настаивает, что никакой сделки с Гайдамаком не заключал. Он утверждает, что документ, подписанный в декабре 2001 года, был лишь договоренностью о том, что Гайдамак пожертвует некую сумму в благотворительный фонд, созданный Леваевым.
Гайдамак заявил на суде, что обратился к услугам Леваева, чтобы тот стал «лицом» предприятия. Сам Леваев это отрицает, подчеркивая, что именно он основал компанию, а Гайдамак играл в ней «не более чем ограниченную роль».