Оппозиция не хочет митинговать в резервациях
Спикер Госдумы Нарышкин решил снизить градус оппозиционных настроений, предложив искать «неоспоримую общую платформу». Власти Москвы готовы открыть Чистопрудный бульвар для дневных собраний и в перспективе — аналог Гайд-парка. Но оппозиция не в восторге
Читать на полной версииСегодня на заседании нижней палаты парламента спикер Госдумы Сергей Нарышкин —после жесткой дискуссии по поводу Марша миллионов 6 мая и обсуждения законопроекта о повышения штрафов за митинги — объявил о необходимости запуска программы модернизации культуры.
По его словам, для диалога власти и общества «надо для начала иметь неоспоримую общую платформу — на такую платформу фундаментальных ценностей в конфликтных ситуациях могут опираться не только разные партии, но и многочисленные социальные группы российского общества».
Нарышкин подчеркивает, что речь идет не о новом «общественном договоре». «Я говорю о праве и политической культуре. Ведь в условиях хаотического роста митинговой активности и отсутствия у нас соответствующих социокультурных и правовых традиций любой, даже наилучший общественный договор станет простой декларацией», — приводят его слова информагентства.
«За совершение административного преступления будет предусматриваться уголовное наказание»
Накануне Госдума приняла в первом чтении законопроект, предполагающий повышение в несколько сотен раз штрафа за нарушение правил проведения митингов. По нему максимальный размер штрафа для организаторов составит 1,5 млн рублей (в качестве иной меры наказания предусмотрено 200 часов обязательных общественных работ).
За законопроект вчера в принципе проголосовали 236 депутатов (голосовали только депутаты «Единой России», которая после выборов получила 238 мест в парламенте). Ко второму чтению в текст документа должны быть внесены поправки: максимальную сумму штрафа планируется снизить до 30-300 тысяч рублей, в зависимости от тяжести нарушения. Максимальный штраф предусматривается для организаторов, если во время проведения мероприятия был причинен вред здоровью.
Сегодня глава президентского совета по развития гражданского общества и правам человека Михаил Федотов заявил о намерении обратиться к президенту Владимиру Путину с просьбой наложить вето на законопроект.
А Павел Чиков, глава правозащитной организации «Агора», сообщил BFM.ru, что после вступления этого закона в силу и после того, как будет создан прецедент с его применением, «Агора» обратится в Конституционный суд. Чиков поясняет: если поправки вступят в силу, то возникнет следующая коллизия — за совершение административного преступления будет предусматриваться уголовное наказание.
«И КоАП, и УК содержат такой вид наказания, как штраф. До настоящего времени КоАП максимальный штраф с физических лиц определяет суммой в 5 тысяч рублей, а в УК минимальный штраф для физлиц тоже составляет 5 тысяч рублей. Таким образом, 5 тысяч рублей — это некая граница перехода от административного правонарушения к уголовному. И введение штрафа в размере 300 тысяч рублей для физических лиц в КоАП нарушает принцип разделения правонарушений по их тяжести. Потому что УК, к примеру, предусматривает, что штрафы от 500 тысяч рублей могут накладываться только на лиц, признанных виновными в совершении тяжких и особо тяжких преступлений», — поясняет Чиков.
«Я считаю, что максимальное повышение штрафов возможно до уровня минимального размера оплаты труда (4,6 тысячи рублей). Если у нас государство каких-то людей обрекает на зарплату в 4,5 тысячи рублей, то верхом цинизма является для кого бы то ни было устанавливать штрафы в 300 тысяч рублей. Вы этим людям говорите: «Лучше на акции не суйтесь, сидите и молчите, не вякайте, что у вас такая низкая зарплата». Это принципиально недопустимая вещь», — говорит глава партии «Яблоко» Сергей Митрохин.
«Мы должны оградить людей от каких-то крайних, радикальных проявлений»
Сегодня Владимир Путин высказался по поводу этого законопроекта: «Конечно, совершенствование законодательства необходимо, нужно, и нужно ориентироваться на наилучшие мировые практики в этом смысле, безусловно... Будем исходить из того, что любые поправки, любые новации должны укреплять демократический характер нашего государства и общества… Конечно, мы должны оградить людей от каких-то крайних, радикальных проявлений. Общество, государство вправе себя защищать от этих проявлений. Но в любом случае эти решения должны быть сбалансированы».
На встрече с руководством партии «Единая Россия» он выслушал обращение главы Совета при президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека Михаила Федотова. Неожиданно для всех Федотов опроверг информацию о том, что он собирался просить президента наложить вето на законопроект. «Я им объяснил. Сказал: «Дорогие мои, президент Путин не может наложить вето на закон, который еще не прошёл две палаты парламента. Это просто невозможно», — прокомментировал он Путину свой разговор с журналистами.
Вместе с тем, Федотов заявил: необходимо сделать все, чтобы «это был демократичный законопроект».
Андрей Воробьев, заместитель председателя Госдумы и руководитель фракции «Единая Россия», отметил, что во Франции и Германии «если … люди закрывают лицо шарфом, маскируют лицо, держат камень за пазухой, бутылки несут с собой, в состоянии опьянения находятся — это все попадает под ответственность. Причем, какая ответственность? Достаточно строгая. Штраф вплоть до 10 –15 тысяч евро, в Швейцарии — до 100 тысяч франков за подобное нарушение. Предусмотрено и заключение под стражу».
Его поддержал Сергей Неверов, секретарь президиума Генерального совета «ЕР», заместитель председателя Госдумы.«Соответственно наш законопроект предусматривает в определённом смысле гуманизацию», — подчеркнул Воробьев.
Правозащитники подали «встречную» жалобу по поводу разгона лагеря на Чистых прудах
Накануне «Агора» обратилась в Мосгорсуд суд по поводу разгона лагеря «ОккупайАбай» в Москве на Чистых прудах — с апелляционной жалобой на решение Басманного суда.
Басманный суд, напомним, 15 мая обязал префектуру ЦАО и полицию свернуть лагерь «ОккупайАбай» на Чистопрудном бульваре и восстановить газон. Ущерб зеленым насаждениям был оценен в 20 млн 395 тысяч рублей. Таким образом, Басманный суд встал на сторону 19 заявителей — жителей Чистопрудного бульвара и его окрестностей.
«Мы никоим образом не возражаем прав и законных интересов жителей Чистопрудного бульвара, как и остальных жителей Москвы и не только Москвы на пользование Чистопрудным бульваром. Мы также согласны и с решением Басманного суда о признании незаконным бездействие органов власти, — поясняет Чиков. — Но, на наш взгляд, суд, признав права и законные интересы одних жителей Москвы, ущемил конституционные права на свободу собраний других жителей Москвы, которые на Чистопрудном бульваре выражали свою гражданскую позицию. Органы власти обязаны обеспечить баланс интересов первых и вторых. Сделать так, чтобы и жители Чистопрудного могли пользоваться им — выгуливать собак, гулять с детьми, а также, чтобы и другие жители могли выражать свою гражданскую позицию в этом месте».
Чиков сообщил BFM.ru, что в ближайшее время аналогичную жалобу намерен подать и ряд других заявителей. В их числе — журналист и гражданский активист Ольга Романова.
Ранее это решение планировал обжаловать и Митрохин, который участвовал в собраниях граждан в мае этого года. «Это ограничение моих личных прав, поэтому иск я подал от себя лично», — поясняет он BFM.ru. Но его заявление суд вернул на том основании, что политик не является участником этого дела, а, значит, и не имеет права ничего обжаловать.
«Жалобу в суде рассматривали почти неделю. Мы будем обжаловать отказ в рассмотрении моей жалобы, будем идти до конца по всем судебным инстанциям и, возможно, дойдем до Страсбургского суда, — говорит Митрохин BFM.ru. — Здесь имеет место грубейшее нарушение прав граждан, ограничение перемещения граждан, нарушается пункт Конституции, гарантирующий право свободного передвижения, так что я считаю это исключительно важным делом».
Московские власти разрешат вернуться к Абаю
Московский оппозиционный лагерь в Москве по-прежнему существует. Накануне вечером на Старом Арбате, у памятника Булату Окуджаве собралось около 100 человек, передает ИТАР-ТАСС. После разгона лагеря на Чистых прудах протестующие переместились сначала в район станции метро «Баррикадная» к Кудринской площади, затем после нескольких столкновений оппозиционеров с полицией — на Старый Арбат, к памятнику Булату Окуджаве.
Аналогичные акции проводятся и в других городах — Екатеринбурге, Санкт-Петербурге, Казани, Новосибирске и ряде других.
Между тем, власти Москвы уже не против того, чтобы московский оппозиционный лагерь собирался на Чистопрудном бульваре. Об этом РИА «Новости» и «Коммерсанту» сообщил руководитель департамента региональной безопасности Москвы Алексей Майоров. Единственное условие властей — соблюдать нормы поведения и собираться только в дневное время.
«Появятся зоны, пребывание на которых граждан будет проблематичным в Москве»
Власти Москвы также готовы выделить специальное место для мирных собраний граждан — организовать в столице аналог лондонского Гайд-парка. Как ранее сообщал BFM.ru, в качестве площадки для собраний обсуждается Центральный парк культуры и отдыха имени Горького и «Лужники». Алексей Майоров сообщил, что речь может идти о Сокольниках и Болотной площади. Окончательное решение по этому поводу столичные власти намерены принять к середине июня.
Однако выделение специальной площадки для собраний правозащитники и участники протестных акций также называют ущемлением гражданских прав.
«Мы считаем вредным решение о выделении Гайд-парка. Нам скажут: «В Гайд-парк ходите и там делайте, что хотите. А сюда не суйтесь». Вот это решение Басманного суда о запрете пребывания граждан на Чистых прудах прецедентное, — говорит BFM.ru Митрохин. — В следующий раз такое решение примут по Баррикадной, потом по Арбату, потом по Пушкинской, и так пошли – поехали. Появятся зоны, пребывание на которых граждан будет проблематичным в Москве, в других городах России. Этого нельзя допускать».
Павел Чиков из «Агоры» указывает, что если людям выделят для собраний определенное место при запрете собираться в других, то это будет нарушением права свободы собраний. «Свобода собраний на то и свобода, что вмешательство в нее со стороны представителей власти было ограничено. Люди имеют право собираться где угодно, за исключением режимных объектов», — говорит он BFM.ru.
Приемлемым вариантом он считает появление площадки, где будет установлен упрощенный порядок согласований публичных мероприятий. «Наличие такой площадки при отсутствии запрета на пользование другими будет хорошим примером», — считает он.