Тверской областной суд сегодня вынес приговор по делу о подрыве в ноябре 2009 года скорого поезда «Невский экспресс», следовавшего из Москвы в Санкт-Петербург. Трагедия унесла жизни 28 человек, 132 были ранены. Из десяти представших перед судом жителей Ингушетии четверо получили пожизненный срок. Они выплатят компании РЖД, которая была признана потерпевшей, около 134 млн рублей. Остальные фигуранты дела проведут в заключении от 7 до 8 лет.

Судебный процесс начался в сентября прошлого года и проходил в закрытом режиме в связи с тем, что один из более чем сотни томов уголовного дела имел гриф «совершенно секретно». Судьбу подсудимых решала тройка профессиональных судей. Изначально обвиняемые «настраивались» на присяжных. Однако в 2010 году, пока шло следствие, вступили в силу поправки в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодекс, согласно которым дела по обвинению в терроризме стали неподсудны «народным судьям».

Перед судом предстали десять человек. Девять из них входят в ингушский тейп Кхоартой и носят фамилию Картоевы. Еще один подсудимый — их земляк Зелимхан Аушев.

Подозреваемых задержали 2 и 3 марта этого года при проведении спецоперации в ингушском селе Экажево. В ходе нее был уничтожен главный идеолог боевиков Александр Тихомиров, известный как Саид Бурятский, и семеро членов бандподполья. По версии следствия, фигуранты вступили в бандгруппу, входящую в террористическую организацию «Братья-мусульмане», и участвовали в деятельности группировки Тихомирова.

Именно он поручил организовать теракт своему ближайшему сподвижнику, односельчанину Тухану Картоеву, который также погиб при задержании. По данным спецслужб, собирать «адскую машину» Тухану Картоеву помогал Зелимхан Аушев. Злоумышленники использовали гексоген, пластид, а также большое количество аммиачной селитры.

22 ноября 2009 года участники банды прибыли в район деревни Лыкошино на границе Тверской и Новгородской областей и заложили на 284-м км Октябрьской железной дороги два самодельных взрывных устройства, одно из которых сработало 27 ноября 2009 года во время прохождения скоростного поезда «Невский экспресс», следовавшего по маршруту Москва–Санкт-Петербург.

Первый взрыв прогремел в 21:30 мск. В результате крушения состава погибли 28 человек, 132 были ранены. Бомба была приведена в действие с помощью радиоуправляемого устройства. Второй взрыв раздался спустя несколько часов, когда на место уже прибыла следственно-оперативная группа. Только благодаря случайности никто не пострадал.

Как сообщил сегодня официальный представитель СКР Владимир Маркин, всего в состав вооруженной группы, готовившей теракт, входило около 20 человек, прошедших спецподготовку и имеющих опыт ведения боевых действий. «Между ними существовало четкое распределение ролей и отработанная система конспирации. Местом проведения теракта была намеренно выбрана железная дорога, — сказал Маркин. — Участники банды рассчитывали на то, что в результате взрыва весь состав пассажирского поезда сойдет с рельсов и упадет под откос, что приведет к многочисленным жертвам».

Отметим, что вскоре после случившегося ОАО «РЖД» оценило причиненный компании ущерб в более чем 236 млн рублей. Следствие определило его в несколько меньшую сумму — 187 млн рублей. В суде представители РЖД заявили к подсудимым иск о возмещении ущерба, подкорректировав размер причиненного вреда сначала до148 млн рублей, а затем почти до 133,9 млн рублей.

Представшие перед судом

Наибольший объем обвинений вменялся Зелимхану Аушеву, Беслану, Мураду и Татархану Картоевым. Им инкриминировали «организацию незаконного вооруженного формирования (НВФ) и участие в нем», «бандитизм», «совершение теракта», «убийство», «покушение на убийство», «незаконный оборот оружия» и «незаконное изготовление оружия» (статьи 208, 209, 205, 105, 222 и 223 УК РФ). Еще шестерым подсудимым — Беслану, Магомеду, Тархану, Тимуру, Ильясу и Идрису Картоевым — вменяется участие в НВФ, бандитизм и незаконный оборот оружия. Все фигуранты дела находились под стражей.

Они отрицали свою причастность к преступлению, но признавали, что были знакомы с уничтоженными боевиками, которых подозревали в организации взрыва. Однако, уверяли адвокаты, в этом нет ничего удивительного, ведь все они родом из одного села и считаются родственниками. Защитники утверждали, что один только факт родственных уз еще не может свидетельствовать о причастности подсудимых к преступлению.

Между тем, как следует из сообщения СКР, доказательств причастности подсудимых к подрыву «Невского экспресса» было собрано более чем достаточно. Так, в ходе спецоперации в ингушском селении Экажево в домах у братьев Картоевых нашли видеозаписи учебных фильмов по переделке мобильных телефонов, чтобы с их помощью приводить в действие взрывные устройства. А у Зелимхана Аушева был обнаружен уже собранный телефон с подсоединенными проводами и детонатором, идентичный тому, который был найден на месте подрыва поезда.

СКР отмечает, что в доме у боевиков нашли также большое количество огнестрельного оружия и компонентов взрывных устройств, в том числе и пистолет-пулемет «Кедр» с соответствующей маркировкой, которая была нанесена на магазин от пистолета, обнаруженный на месте подрыва.

Приговор под усиленной охраной

Перед оглашением приговора в суде были предприняты беспрецедентные меры безопасности. Как рассказала BFM.ru пресс-секретарь Тверского областного суда Нина Туманова, перед началом заседания здание обследовал кинолог со специально натасканной на поиск взрывчатки собакой. Рядом с судом была запрещена парковка автотранспорта, а в самом суде был организован «тройной» досмотр. «Всех входивших в здание суда, на этаж, где оглашался приговор, и непосредственно в зал судебных заседаний тщательно осматривали на предмет наличия запрещенных предметов», — сказала Туманова. Обеспечивать порядок приставам помогали бойцы группы быстрого реагирования спецназа Минюста.

Чтобы огласить приговор, председательствующему в процессе судье Владимиру Поспелову понадобилось не больше часа. Он озвучил лишь резолютивную часть решения.

Судьи сочли доказанным наибольшую часто обвинения. Однако по статье «бандитизм» подсудимых оправдали «за отсутствием в деяниях состава преступления».

Четверым подсудимым — Зелимхану Аушеву, Беслану, Мураду и Татархану Картоевым — суд назначил наказание в виде пожизненного лишения свободы. Они будут отбывать срок в колонии особого режима. При этом суд удовлетворил заявленный к ним иск ОАО «РЖД» на сумму 133, 9 млн рублей.

По словам Ирины Тумановой, суд также обязал осужденных возместить моральный вред по искам более двух десятков пострадавших. В их пользу суд взыскал в общей сложности более 8 млн рублей. «Суммы колеблются от 10 тысяч до 1 млн рублей», — уточнила пресс-секретарь.

Она сообщила также, что остальным братьям Картоевым суд назначил наказание в виде лишения свободы на срок от 7 до 8 лет с отбыванием в колонии строгого режима.

Защита: «Были только косвенные улики»

Осужденные и их защитники не согласны с приговором суда и намерены обжаловать его в Верховном суде России. «Да, был факт крушения поезда, но был ли теракт, мы до сих пор сомневаемся, защиту в этом не убедили», — заявила BFM.ru Татьяна Окушко, адвокат получившего 7,5 года Тархана Картоева. Она считает, что следствие не смогло доказать причастность подсудимых к случившемуся. «Не было ни одного прямого доказательства, были какие-то косвенные улики, которые можно привязать к любому человеку. Мы категорически утверждаем, что наши подзащитные к этому непричастны», — утверждает защитница. По ее мнению, в обвинительном приговоре была прежде всего заинтересована компания РЖД, которой нужно было «на кого-то повесить» многомиллионную сумму ущерба. «Если бы теракт не подтвердился, то РЖД потеряли бы не только деньги, но и репутацию», — добавила защитница. Она отмечает, что удовлетворенный судом иск к осужденным вряд ли будет выплачен. «Осужденные к пожизненному сроку даже не могут работать, эти деньги просто повиснут в небе», — считает Окушко. Юрист добавила, что никакого имущества у подсудимых не осталось: в результате спецоперации в селе Экажево дома осужденных «были взорваны, снесены тракторами, а вещи вынесены».

В свою очередь, адвокат также получившего 7,5 года Тимура Картоева Муса Плиев заявил, что процесс шел необъективно, с обвинительным уклоном, а взысканная в пользу РЖД сумма компенсации «явно завышена». «Все это вранье и фальшивка. А приговор просто «спустили» вниз из Следственного комитета. Мы будем защищаться до последнего», — пообещал BFM.ru адвокат.

«Невский экспресс» уже взрывали

Отметим, в первый раз подрыв «Невского экспресса» случился под Малой Вишерой 13 августа 2007 года. Тогда погибших не было, но пострадали 60 человек. 30 из них были госпитализированы. В ходе следствия было установлено, что теракт был совершен группой, подконтрольной одному из лидеров чеченских сепаратистов Доку Умарову.

15 января 2010 года Новгородский областной суд оправдал уроженцев Ингушетии Саламбека Дзахкиева и Макшарипа Хидриева по обвинению в терроризме и причинению вреда здоровью. Но они получили 10 лет и 4 года колонии соответственно за перевозку взрывчатки и разбой. 31 марта 2010 года Верховный суд России оставил этот приговор в силе.