Как защищают холдинг «8 Марта» после гибели его президента
В Подмосковье убит Михаил Кравченко, основатель и президент мебельного холдинга «8 Марта». Следствие считает приоритетной версию, связанную с коммерческой деятельностью, коллеги говорят: «уши наших правоохранителей там торчат сильно»
Читать на полной версииТело 46-летнего Михаила Кравченко с множественными огнестрельными ранениями было обнаружено накануне около 4 утра соседями по даче в поселке Переделкино Одинцовского района Подмосковья. Он не доехал до своего коттеджа всего несколько десятков метров. Бизнесмен возвращался с банкета, который был организован по случаю закрытия Московского международного мебельного салона, проходившего с 15 по 19 мая в «Крокус Экспо».
Кравченко не пользовался услугами водителя и охраны и оказался беззащитным перед убийцами, которые устроили засаду.
Как рассказала BFM.ru официальный представитель главного следственного управления по Московской области следственного комитета России Ирина Гуменная, преступники преградили своей машиной дорогу автомобилю Mercedes, которой управлял предприниматель, после чего произвели не менее 6 выстрелов из пистолетов. «От полученных ранений Кравченко скончался на месте происшествия», — сказала Гуменная. Она пояснила, что трагедия разыгралась около двух часов ночи рядом с домом, который бизнесмен арендовал на летнее время.
По данному факту возбуждено дело по части 2-й статьи 105 УК РФ (убийство, совершенное группой лиц) и части 1-й статьи 222 УК РФ (незаконное хранение огнестрельного оружия).
«Основная версия следствия — убийство в связи с коммерческой деятельностью», — рассказала представитель подмосковного СКР, добавив, что следствие уже допросило близких родственников погибшего. По ее словам, информации о том, что Кравченко фигурировал в каких-либо уголовных делах, пока не имеется. Другие подробности она отказалась сообщить, сославшись на интересы следствия.
Между тем, как сообщил BFM.ru источник в правоохранительных органах Подмосковья, оперативники намерены изучить информацию о всех телефонных соединениях в районе убийства, для чего уже направили запрос сотовым операторам. Кроме того, представители следствия запросили информацию из регистрационной системы ГИБДД «Поток», которая должна была зафиксировать номера автомобилей на ближайших к месту происшествия шоссе.
Михаил Кравченко создал холдинг «Фабрики мебели «8 Марта» в 1996 году. В настоящее время он объединяет группу мебельных фабрик, расположенных в Москве и производящих мягкую мебель для различных категорий потребительского рынка под несколькими торговыми марками. В производственной программе «8 Марта» одновременно находится более сотни моделей диванов, кресел, кроватей и их модификаций. По данным холдинга, магазины мебели «8 Марта» расположены примерно в 100 городах России и стран СНГ, в Москве и Подмосковье их несколько десятков.
Накануне на сайте холдинга «8 Марта» появилось сообщение о том, что «несмотря на случившееся, все предприятия, входящие в состав холдинга, продолжают работать в обычном режиме». «То же самое касается и всех структур, занятых в системе продаж продукции фабрик холдинга. Все заказы выполняются без каких бы то ни было задержек или отсрочек. Продукция отгружается в срок», — заверили в компании.
Отметим, что холдинг «8 Марта» не раз попадал в «черные списки» Общества защиты прав потребителей. В 2010 году компания удостоилась номинации «Антибренд года» за «создание фирменной сети сбыта мебели, состоящей из фирм-однодневок, успешно скрывающихся от обманутых потребителей». Это произошло из-за банкротства в 2010 году мебельных сетей «Мир мебели» и «Мебель 21 век». По долгам за оплаченную покупателями мебель эти фирмы не расплатились. Руководство фабрики пыталось отстоять свою деловую репутацию в суде, но безуспешно — в сентябре 2011 года Арбитражный суд Москвы иск отклонил.
Добавим, что Кравченко также являлся владельцем компаний «Мебельпром», «Фабрика мебели «Уют», «Фабрика мебели «Комфорт», а также компаний по продаже недвижимости — ООО «Промзона», ООО «МТЦ». Бизнесмену также принадлежала строительная компания ООО «КВК Перспектива». Следователи планируют изучить все контрактные и долговые обязательства этих структур.
Наследниками его «мебельной империи» станут, скорее всего, родители и партнеры — после гибели в 1990-х в автокатастрофе жены и дочери бизнесмен во второй раз не женился.
Нормальный режим жизни
Михаил Кравченко вчера вечером возвращался с банкета по случаю закрытия мебельной выставки в «Крокус-экспо». На выставке он был вместе со своими коллегами и друзьями. Среди них была Светлана Савельева, вице-президент холдинга «8 Марта» и друг Михаила Кравченко.
«Это нормальный режим жизни, работы Михаила — встречи, переговоры», — рассказала она. По ее словам, в компании об убийстве узнали «как и все» из новостных агентств.
Версий о том, кому могло быть выгодно убийство руководителя, в компании нет. «Конфликтов [у него] не было. Мы не можем пока понять, кому это выгодно. Версий нет. Для нас это полное непонимание, почему это могло произойти. Когда будут похороны, сейчас неизвестно, потому что ведутся следственные действия. Мы надеемся, что завтра будет ясность», — пояснила BFM.ru Светлана Савельева.
«В данном случае уши наших правоохранителей там торчат сильно. И уж сколько там ему поджигали, сколько было наездов именно [со стороны] правоохранителей. Они могут являться как заказчиками, так и исполнителями. Все остальное уже можно додумывать. В данном убийстве — хорошо, если исполнителей найдут, а что с заказчиками? А могут и не найти», — поделился своими мыслями с BFM.ru Дмитрий Потапенко, бизнесмен, управляющий партнер Management Development Group. По его ловам, он познакомился с Михаилом Кравченко 13 лет назад и состоял с ним в приятельских отношениях.
В 2006–2007 годах на площадях фабрик «8 Марта» несколько раз происходили пожары. Так, причиной пожара в двухэтажном складском помещении, над тушением которого трудились 35 пожарных расчетов, назывался поджог.
Сам Михаил Кравченко несколько раз обращался в суд с иском к конкурентам, которых он обвинял в нарушении авторских прав.
Яна Яковлева, председатель некоммерческого партнерства «Бизнес Солидарность» (занимается защитой бизнесменов), в интервью BFM.ru напомнила, что это не первое убийство бизнесменов за последнее время. «Мне сразу вспоминаются слова Владимира Овчинского [генерал-майор милиции в отставке, бывший глава российского бюро Интерпола]: «Пусть лучше сажают бизнесменов, потому что если их не будут сажать, их будут убивать». Я такой пессимизм не готова воспринимать. Но сразу, что мне пришло в голову, именно эти слова. Все идет вокруг отбора собственности. Российский бизнес сейчас стоит перед вопросом: «сидеть или тебя убьют»? И вторая мысль: не нужно делать успешный бизнес в России», — рассказала Яковлева.
Попытки смягчить удар
Официально исполняющим обязанности Кравченко в холдинге никто не назначен, говорит Савельева. Но накануне в компании было принято решение о создании совета директоров, «чтобы сохранить и продолжить то дело, в которое Михаил вкладывал всего себя». «В совет вошли директора фабрик холдинга», — рассказала BFM.ru Савельева.
Оборот холдинга «8 Марта» оценивается в примерно 200 млн долларов. «Это примерная оценка, она учитывает в основном только крупные компании холдинга. Реальный оборот может быть больше на 20–30%», — рассказал BFM.ru Антон Сафонов, аналитик потребительского рынка «Инвесткафе». Сейчас доля компании на мебельном рынке России составляет 6–8%. Генеральный директор Ассоциации мебельной и деревообрабатывающей промышленности Андрей Радухин добавляет, что в России на сектор мягкой мебели (в нем работает «8 Марта») приходится 20–22% рынка, 75% — это корпусная мебель.
Андрей Радухин в интервью BFM.ru подчеркнул, что бизнес компании «8 Марта» был «сильно завязан» на Михаиле Кравченко. «Он был в теме, он руководил, наверное, на него много бизнес-процессов замыкалось. Поэтому когда такой крупный руководитель уходит, если команда не сможет адекватно заменить его, то могут быть сокращения доли холдинга».
Если бизнес компании пострадает после гибели руководителя, то вряд ли стоит ожидать крупного перераспределения на российском мебельном рынке, полагают опрошенные BFM.ru эксперты.
«Рынок не консолидирован. Крупнейшие игроки на нем занимают общую долю не более 15%, — поясняет Антон Сафонов. — Конкурентам — крупным игрокам, — возможно, будут интересны какие-то активы холдинга. Но в первую очередь будут интересны не столько сами активы, сколько клиенты и рынки сбыта».
То, что бизнес представляет собой холдинговую структуру, также может смягчить удар, полагает Радухин. «Но построение таких структур, как холдинг, в какой-то степени защищает от всяких форс-мажорных обстоятельств. В холдинг входят отдельные компании. У них есть топ-менеджеры, и при Кравченко они были, и сейчас они есть. Это смягчит ситуацию», — поясняет он BFM.ru.
Куда собирался Михаил Кравченко
Михаил Кравченко окончил экономический факультет МГУ. Академик РАЕН, член комиссии по авторским правам при Торгово-промышленной палате России. Кравченко — лауреат премии «Российский национальный Олимп», кавалер орденов Святой Анны, «Слава Отечества» и других.
24 мая 2011 года он принимал участие в конференции BFM.ru и BusinessFM, на которой шла речь о возможности выхода предпринимателей на новые рынки и о том, с какими угрозами это может быть связано.
У Дмитрия Потапенко есть несколько книг, которые ему подарил Кравченко. Одна из них — сборник стихов, которые бизнесмен написал. «У него такая пошла самореализация в этой части», — говорит Потапенко.
«Я в друзья к Мишке не набиваюсь, просто волей судеб мы регулярно общались более 13 лет. Когда он приехал в 1999-м, он хотел меня «поднанять», чтобы я занимался развитием розницы, мы с ним ходили по фабрикам, складам. Он ко мне приезжал на программу. Он мне товарищ по партии. Человек, хорошо делавший дело, задававший вопросы, как делать розницу, как строить», — рассказал BFM.ru Потапенко. — Он был абсолютно лишен «понтов».
Сам Кравченко в блоге писал: «Говорят, что деньги и власть портят человека, поэтому мы в плане морали от туземцев отличаемся. Ну, бывает, что ставишь мастера начальником цеха, и он начинает вести себя совсем не по-человечески. Возвращаешь на позицию мастера — он снова человек. Но сами по себе деньги и власть людей не портят. Это всего лишь провокация, как занесенные над тобой копья туземцев», — написал он.
Кравченко увлекался экстремальными путешествиями. «Мне удалось побывать в племенах Южной Америки, пожить с племенем масаи в Центральной Африке и с пигмеями в Центральной Африке (там я, правда, подхватил малярию). В последнюю свою поездку в места, нетронутые цивилизацией, я посетил самый восточный остров Индонезии, где пожил с местным племенем караваев в их естественной среде — в хижинах на деревьях», — написал он в марте 2011 года в блоге «Кризис-менеджмент» портала Slon.ru.
На мебельной выставке, по дороге с которой его убили, Кравченко встречался с Николаем Дроздовым, с которым ранее уже организовывал экспедиции, в частности, в Новую Гвинею. Они планировали новую поездку. «Позавчера, в день, когда все случилось, Николай Николаевич Дроздов приезжал на выставку, и мы все общались, и с Мишей, о том, как, куда они планируют поехать, что интересного. Обсуждали Америку и что-то из Африки», — рассказала BFM.ru Савельева.
По поводу гибели бизнесмена высказались члены британской королевской фамилии. «Принц и принцесса Кентские глубоко огорчены этой трагедией», — заявил Саймон Эстейр, их официальный представитель, пишет The Daily Mail. Мишель Кентская находилась с Кравченко в теплых дружеских отношениях.