Скала поссорила королев Испании и Англии
Громкий скандал с отказом королевы Испании от участия в банкете в честь Бриллиантового юбилея Елизаветы II на время отвлек европейцев от финансового кризиса
Читать на полной версииИз-за скалы площадью 6,5 квадратных километров поссорились два королевских дома: испанский и британский. Королева Испании София отказалась прибыть в пятницу в Виндзор на торжественный обед в честь 60-летия пребывания на престоле королевы Елизаветы II. На фоне других проблем, которые сейчас сотрясают Европу вообще, а также Испанию и Британию в отдельности, новость выглядит почти анекдотической, но она не на шутку взволновала СМИ обеих стран.
Гибралтар в четверг оказался в числе главных новостных запросов поисковой системы Google.
Испания и Британия когда-то были крупнейшими колониальными державами планеты, во владениях которых никогда не заходило солнце. От этих колоний у испанцев остались два анклава в Марокко, Сеута и Мелилья; у англичан тоже кое-что сохранилось по мелочи — от далеких Фолклендских островов в Южной Атлантике до Гибралтара на самом юге Европы. Последний достался британской монархии по условиям Утрехтского мирного договора 1713 года, поставившего точку в кровопролитной войне за испанское наследие. Другим результатом этой войны, кстати, стал приход к власти в Испании династии Бурбонов, членом которой является нынешний король Хуан Карлос I.
Испания никогда толком не признавала суверенитет англичан над Гибралтаром, но это непризнание за последние три века приобретало различные формы. В данном случае одним из факторов, повлиявших на решение королевы Софии, стало участие в британских торжествах оркестра из подразделения британской армии, расквартированного в Габралтаре. К этому добавилось столь же обидное для чести испанской монархии намерение сына Елизаветы II, принца Эдварда, и его супруги Софии посетить Гибралтар в рамках широкого празднования Бриллиантового юбилея королевы.
Испанская пощечина
Испанская королевская чета не впервые игнорирует приглашения британской монархии. Так, в 1981 году Хуан Карлос и София отказались прибыть на свадьбу принца Чарльза и Дианы Спенсер. Как утверждает в своей биографии испанского короля ирландский историк Йен Гибсон, тогда София безумно хотела попасть на это бракосочетание. Но интересы нации, как их понимали Хуан Карлос и София, перевесили личные мотивы. Нет ни малейших сомнений в том, что и сегодня София с удовольствием бы оказалась в блестящей компании высшей европейской знати в Виндзоре, будь у нее хоть малейшая возможность.
Но испанский король имеет в своей стране даже еще меньше политического веса, чем английская королева. Британские газеты пишут, что отношения между Лондоном и Мадридом сильно подпортились из-за Гибралтара с приходом к власти консервативного правительства Мариано Рахоя в декабре прошлого года.
Испанские власти отказались от трехстороннего формата переговоров о суверенитете Гибралтара, потребовав отныне решать этот вопрос непосредственно с Лондоном, без учета мнения 30 тысяч гибралтарцев.
Со своей стороны, администрация Гибралтара еще больше усугубила противоречия, арестовав на днях испанские траулеры в своих водах.
Несмотря на это приватный визит королевы Софии в Виндзор до последнего момента оставался в ее планах. Официально против визита не возражал и глава испанского МИД Хосе Гарсия-Маргальо. Он подтвердил, что королева вольна ехать в Англию «в частном порядке». Тем большим сюрпризом стал отказ от приглашения, поступивший в Лондон из Мадрида менее чем за двое суток до банкета.
Официальная реакция британского МИД была нейтральной: форин офис не комментирует частные визиты. Но по тональности статей в английских газетах ясно, что англичане оскорблены до глубины души. Даже левая The Guardian поместила в заголовок слово «оскорбление», и точно такое же слово красуется в заголовке консервативной The Daily Telegraph.
Несчастная королева и ветреный король
На дипломатическое оскорбление британская пресса ответила целым потоком отнюдь не дипломатических разоблачений. The Guardian припомнила все скандалы последнего времени, связанные с испанским королем. Прежде всего, его несчастную поездку на охоту в Ботсвану, где престарелый монарх подстрелил слона, но затем оступился и сломал шейку бедра. Травмированного короля доставили на родину на самолете, зафрахтованном испанским посольством. И это — в разгар тяжелого экономического кризиса. Новость вызвала глубокое возмущение в стране (отдельное возмущение среди испанских любителей животных вызвало фото поверженного слона). Пожалуй, впервые за всю историю демократической Испании местные газеты, которые традиционно обходятся с испанской королевской семьей гораздо снисходительнее, чем британские со своей, дали волю чувствам.
Король осознал всю неуместность своего поведения и прямо в больнице, где его прооперировали, извинился перед нацией, добавив, немного по-детски: «Я больше так не буду».
Надо сказать, что пресса к тому моменту уже сильно «достала» Хуана Карлоса. Король, который всю жизнь занимался экстремальными видами спорта, явно раздражен постоянными сообщениями в СМИ о его участившихся недомоганиях. В последние месяцы испанские СМИ также ежедневно пишут о ходе расследования, связанного с предполагаемыми финансовыми злоупотреблениями королевского зятя Иньяки Урдангарина.
На этом фоне испанская королевская чета приняла решение не отмечать золотой юбилей свадьбы, пришедшийся на понедельник. Хуан Карлос и София сочли, что после истории с охотой проводить званый обед во время финансовой чумы было бы не тактично.
Но The Guardian углядела в этом совсем иной подтекст. Испанская чета уже давно не состоит в супружеских отношениях из-за того, что у Хуана Карлоса имеется некая немецкая любовница, сообщает издание. Из-за предполагаемой неверности короля София много времени проводит за пределами Испании с дочерьми, пишет The Guardian.
Вообще-то слухи о ветреном характере короля Испании не являются какой-то новостью ни в сиюминутном, ни в историческом плане. Упомянутый королевский биограф Йен Гибсон пишет об увлечениях молодого Хуана Карлоса, не раз заставлявших страдать Софию, вполне прозрачно. Другое дело, что на фоне скандальных нравов британской королевской семьи, включая взаимные громкие измены принца Чарльза и Дианы, скромные похождения, приписываемые Хуану Карлосу, выглядят невинной шалостью.