The Economist провела исследование бизнеса трейдера Gunvor
На компанию приходилось около трети российского морского экспорта сырой нефти
Читать на полной версииКрупная международная нефтеторговая компания Gunvor, основанная знакомым Владимира Путина Геннадием Тимченко, могла закупать нефть Urals в России дешевле и зарабатывать дополнительную прибыль, продавая ее на международном рынке по полной цене. Об этом написал журнал The Economist, редакция которого провела собственное исследование бизнеса одной из самых загадочных трейдинговых компаний. Gunvor — четвертый по величине нефтяной трейдер в мире. На компанию приходилось около трети российского морского экспорта сырой нефти.
Расследование, проведенное The Economist, состоит из трех частей. Первая основана на данных из открытых источников, согласно которым в течение ряда лет торговые операции Gunvor были связаны с падением рыночной цены нефти сорта Urals на протяжении нескольких дней или недель. Вторая часть представляет собой анализ, на котором основаны подозрения журналистов, что Gunvor таким образом пыталась на некоторое время снизить цены. В третьей части рассматривается вопрос о том, каков мог быть результат такой стратегии.
Gunvor пользуется значительной свободой маневра при торговле российской нефтью из-за особенностей спотового рынка нефти. Он фактически не регулируется, подчеркивает издание. «Однако снижение поступлений средств в российский бюджет могло нанести ущерб гражданам страны, благосостояние которых во многом зависит от нефтяных налогов», — предупреждают журналисты.
Издание подчеркивает, что никто, кроме самой Gunvor, не знает, собиралась ли компания сдвигать цену Urals. Gunvor настаивает, что не сделала ничего неправильного. «Таким образом, мы имеем не доказанное дело, а набор подозрительных обстоятельств. При Владимире Путине, который в марте был переизбран президентом России, Gunvor превратилась из маленькой, практически неизвестной компании в важнейшего трейдера российской нефти», — констатирует The Economist. В преддверии выборов президента российская оппозиция и участники массовых протестов критиковали Gunvor за то, что она зарабатывает на российской нефти и при этом располагается (и, соответственно, платит налоги) в Швейцарии, напоминает журнал. «Учитывая, что вопрос деятельности Gunvor стал политически чувствительным, и поскольку России крайне важно получать наилучшую цену за свою нефть, Путину следовало бы внимательно посмотреть на то, что происходит на рынке нефти Urals», — рассуждают авторы исследования.
Цену Urals публикует агентство Platts (подразделение медиакомпании McGraw-Hill). Platts дает обзор нефтяного рынка в ежедневном отчете Crude Oil Marketwire, в котором приводятся самые важные данные о заявках на покупку и продажу нефти и о совершенных сделках. По просьбе The Economist консультант и специалист по нефтяному рынку Эдвард Остервальд исследовал работу Gunvor на основе публичных данных из Crude Oil Marketwire за период с января 2005 года (вскоре после того, как «Роснефть» получила контроль над «Юганскнефтегазом») по конец мая 2009 года (после этого началось судебное разбирательство дела о клевете между Gunvor и The Economist). В течение рассматриваемого периода (4 года и 5 месяцев) в Crude Oil Marketwire было отражено 1 218 заявок на покупку и продажу нефти, а также завершенных сделок, которые Platts использовало для определения цены. Из них Gunvor участвовала в 412, сообщает журнал. По его данным, это в два с лишним раза больше любого другого трейдера и почти в девять раз больше среднего показателя.
Таким образом, Gunvor оперирует огромными объемами. Поэтому, чтобы «заработать приличные деньги», ей достаточно было снизить цену нефти, которой она торгует, всего на несколько центов, объясняет издание. За рассмотренный нами период в 4 года и 5 месяцев разница в 25 центов за баррель принесла бы Gunvor более 200 млн дополнительной прибыли долларов, говорится в статье.
The Economist приводит два возможных объяснения поведения Gunvor. Либо компания действовала в коммерческих интересах, либо пыталась занизить цену нефти. Gunvor отрицает манипулирование рынком, а Platts отвергает идею того, что статистический анализ The Economist может подменить «скрупулезную оценку и анализ рынка» самого агентства Platts. «Но если верно второе объяснение, ориентир нефтяного рынка мог быть искажен, а российские налогоплательщики могли лишиться крупных сумм, отправившихся в Женеву», — констатирует журнал.