Десятки компаний теряют надежду получить деньги из «Межпромбанка»
Банки уходят — долги остаются. «АМТ Банк» требуют признать банкротом. Это крупнейший случай банкротства со времен «Межпромбанка». У обоих банков многомиллиардные долги
Читать на полной версии«АМТ Банк» требуют признать банкротом. Соответствующий иск агентство по страхованию подало в арбитражный суд Москвы. «АМТ Банк» контролировался казахстанским миллиардером Мухтаром Аблязовым. В прошлом году у банка была отозвана лицензия. Это крупнейший случай банкротства со времен «Межпромбанка». У обоих банков многомиллиардные долги.
Банки уходят — долги остаются. На «АМТ Банке» висит 32 млрд рублей, на «Межпромбанке» — 81 . Возвратом денег занимается агентство по страхованию вкладов. Правда, далеко не всех кредиторов устраивают методы АСВ. Например, к компаниям, которые проводили расчеты через «Межпромбанк» в преддверии его банкротства, агентство уже направило несколько десятков исков с требованием вернуть полученные тогда деньги.
Делается это для того, чтобы распределить собранную сумму между всеми кредиторами банка. Удивляет то, что Центробанк тогда отмалчивался и не вводил никаких мораториев на платежи через «Межпромбанк», а теперь их считают незаконными, говорит финансовый директор компании Медицина Вадим Вишняков:
«У нас больше 600 млн там зависло. Соответственно обратно мы там ни копейки не получили. Теперь с нас еще 34 млн АСВ требует. Для того, чтобы это в конкурсную массу передать и потом возможно нам миллион из этих 34 выдадут, наверное. Они занимаются вылавливанием каких-то мелочей вместо того, чтобы реально заняться бенефициаром данного банка, который в общем-то устроил это банкротство и вывел все деньги».
От «Межпромбанка» пострадали предприниматели по всей стране. Екатеринбургская страховая компания «Мегус-АМТ» также держала деньги в банке экс-сенатора Пугачева. Теперь АСВ требует от нее выплаты 6 млн рублей. Парадокс в том, что страховщик просто не имел права не забирать эти деньги из проблемного банка, говорит исполнительный директор компании Максим Стародубцев:
«Мы, как страховая организация, можем держать свои активы только в банковских учреждениях, обладающих необходимым рейтингом. «Межпромбанк» обладал отличным рейтингом на три А, присвоенным международным рейтинговым агентствам. Как только мы узнали, что рейтинг у банка снижен, мы не имели уже после этого никакого права, согласно нормативам Росстрахнадзора, держать деньги в этом банке. Мы начали с этого счета «Межпромбанка» оплачивать счета лечебных учреждений».
Все сделки, проведенные за полгода до лишения банковской лицензии с полным правом могут быть признаны недействительными. Причем это вовсе не российское ноу-хау, говорит управляющий партнер юридической фирмы «Фокин и партнеры» Владимир Фокин:
«Полугодичный срок он, как правило, в большинстве стран присутствует. И точно так же весьма формальный подход. Причем в Финляндии еще более формальный. Там не о каких признаках несостоятельности не говориться вообще. То есть, если компания была объявлена банкротом то все сделки в пределах полугода являются оспоримыми потенциально. И конкурсный управляющий может оспорить эти сделки в суде, и они со 100 % вероятностью будут оспорены. У нас еще помягче законы в этом отношении».
Норма позволяющая оспаривать сделки, нацелена на защиту от вывода активов. Но в отечественной на практике получается , что она бьет не столько по мошенникам, сколько по добросовестным клиентам банка.
Дмитрий Веретенников, Business FM