Игрушка за миллиард
Во сколько бы вы оценили компанию, у которой есть 30 миллионов пользователей, но нет заработков? Facebook оценил ее в миллиард долларов
Читать на полной версииЭтот пост прошу считать результатом шока и сиюминутной рефлексии. Все уже, конечно, в курсе, что самая большая социальная сеть в мире Facebook взяла да и купила себе фотосервис Instagram. За миллиард долларов.
Вдумайтесь. Миллиард. Долларов США. За приложение. Которое постит фоточки.
Много ли людей до сегодняшнего дня вообще знали, что такое Instagram? Нет, много, конечно, — уже больше 30 миллионов. Но кому это приложение было интересно с точки зрения бизнеса? И главный вопрос — почему оно с этой точки зрения вообще кому-то интересно?
Пути инвесторов неисповедимы. На что они только не выкидывают деньги. Что-то даже «выстреливает», и можно снова инвестировать.
Меня мучает вопрос: знали ли люди из Sequoia Capital, что Instagram продастся Цукербергу спустя неделю после привлечения 50 млн долларов? Могли ли такой исход предугадать ангелы из Benchmark Capital, Andreessen Horowitz и Baseline Ventures? Ведь до последнего момента ни разработчики, ни инвесторы вообще не представляли, как заработать на многомиллионной аудитории Instagram. И далеко не факт, что рассуждения про заработки на рекламе когда-нибудь вылились бы в прибыль. Вероятно, расчет был изначально на продажу «крупной рыбе».
Лично мне все эти игры с интернет-стартапами и всяческими околосетевыми сервисами напоминают казино. Выигрывают единицы, и то — если успевают вовремя соскочить. Сорвать банк практически нереально — но все-таки есть мизерный шанс, который притягивает все новые миллионы неудачливых игроков.
Вообще странно. Вот лично же знаю людей, которые могут прямо на коленках сделать свой Instagram, да и вообще что угодно. Есть те, которым ничего не стоит сесть и расписать самую изощренную бизнес-концепцию. Да даже вполне удачливые и опытные инвесторы найдутся. То есть, ходят тут вокруг меня сплошь потенциальные долларовые миллиардеры. Только почему-то никуда не приходят.
Да, кстати, еще одно: говорят, что ценность любого интернет-сервиса — в пользователях. Вот ярые поклонники Instagram сначала взвыли от новости про выход приложения на Android. Теперь в твиттере вообще паника — мол, испортят любимый сервис и вообще, мы, пользователи, не рады вашим фейсбукам. Только кому же интересно мнение столь ценных и скрупулезно подсчитываемых единиц, когда дело доходит до миллиарда?