Индийские ВМС получили российскую атомную подлодку
На военно-морской базе ВМС Индии «Вишакхапатнам» состоялась церемония передачи российской подводной лодки К-152 «Нерпа», которая в индийском подводном флоте будет называться «Чакра»
Читать на полной версииАтомная подлодка проекта 971 «Щука-Б» была заложена на Амурском судостроительном заводе в 1991 году. В середине 1990-х строительство было заморожено, однако оно возобновилось, после того как было решено передать ее на 10 лет в лизинг Индии.
Испытания субмарины завершились в декабре 2011 года. 21 февраля подлодка с индийским экипажем и российскими специалистами на борту отправилась в поход из бухты Большой Камень.
Стоимость аренды подлодки, по данным Интерфакса, составляет 650 млн долларов. Ранее Объединенная строительная корпорация сообщала, что стоимость контракта — более 900 млн долларов.
В ноябре 2008 года на подлодке произошла авария, в результате которой погибли 20 человек.
Индия в настоящее время строит собственный атомный подводный флот, и российская подлодка нужна ей, по мнению экспертов, для ознакомления и подготовки.
«Чакра» номер два
«Чакра» не станет ни первой атомной подлодкой в составе ВМС Индии, ни первой подлодкой, носящей такое имя — с 1984 по 1989 годы СССР уже сдавал в аренду индийцам атомную подлодку К-43. В ВМС ее также называли «Чакра».
Субмарина второго поколения проекта 670 «Скат» была ударной, предназначенной в первую очередь для действий против кораблей. Она была вооружена крылатыми ракетами, торпедами и минами. Как и ее предшественница, новая «Чакра» также предназначена для действий против надводных и подводных кораблей. Однако ее вооружение составляют только мины и торпеды.
Многоцелевые подлодки третьего поколения начали разрабатывать в СССР во второй половине 1970-х годов. В 1980-х годах субмарины проекта 971 стали основными многоцелевыми АПЛ военно-морского флота СССР. За последние 30 лет они несколько раз модернизировались.
По словам военного обозревателя «Голоса России» Ильи Крамника, «Нерпа», которую передали Индии, за время строительства была оснащена новейшими электронными системами, и ее вполне можно считать самой современной подлодкой.
«Новее в мире только два проекта массовых многоцелевых атомных подлодок. Это «Вирджиния», которая строится в США, и «Эстьют», которая строится для ВМС Великобритании. У нас на смену только начинает строиться «Северодвинск». При этом нужно учитывать, что время разработки подобных систем вооружений в последние несколько десятилетий сильно возросло и нельзя, основываясь на дате начала разработки, говорить о том, что тот или иной корабль сильно устарел», — сказал эксперт.
Атомный флот
Индийский подводный флот в настоящее состоит в основном из дизельных подлодок. Субмарины с дизель-электрической двигательной установкой нельзя назвать устаревшими — в настоящее время существуют новейшие проекты с использованием анаэробных систем, которые позволяют кораблям оставаться в подводном положении весьма продолжительное время.
Более того, дизельные подлодки обладают немаловажным преимуществом перед атомными — они гораздо тише, что является одним из ключевых свойств боевой субмарины.
Однако в случае с Индией, которая собирается активно создавать атомный подводный флот, преимущества АПЛ оказались не менее важны. «При всей «продвинутости» современных дизельных лодок, атомная лодка — это совершенно другой класс возможностей. Это огневая мощь, это разнообразие вооружений, это способность оставаться под водой неограниченное количество времени. Все это делает атомную подводную лодку намного более мощным оружием, чем дизельную», — сказал Крамник.
Индия в настоящее время строит собственную атомную подлодку класса «Арихант». По некоторым данным, при разработке использовались данные, полученные в ходе эксплуатации первой «Чакры».
Головной корабль проекта, по сообщениям в прессе, уже закончен и спущен на воду. В дальнейшем планируется построить еще несколько подобных субмарин. По словам Крамника, индийцы уже разрабатывают следующий проект атомной подлодки, и к 2020 году у Индии может быть полноценный атомный подводный флот.
Авария
8 ноября 2008 года во время ходовых испытаний в Японском море на «Нерпе» несанкционированно сработала система пожаротушения, и в отсеки начала поступать ядовитая смесь фреона и тетрахлорэтилена. В результате отравления газовой смесью погибли 20 человек, более 20 оказались в госпитале.
В октябре 2011 года суд присяжных признал невиновными обоих подсудимых, проходивших по этому делу: командира атомной субмарины «Нерпа» Дмитрия Лаврентьева и старшину Дмитрия Гробова, однако Военная прокуратура Тихоокеанского флота обжаловала оправдательный приговор. Защитники моряков ссылались на то, что поскольку подлодка «Нерпа» осенью 2008 года еще не была принята в состав ВМФ, ответственность за ее техническую готовность несет предприятие-изготовитель — Амурский судостроительный завод.
По мнению военных, следствие не выяснило, почему система пожаротушения вместо сравнительно безобидного фреона на две трети состояла из смертельно опасного тетрахлорэтилена.
Стратегическое партнерство
Россия была первой страной, с которой Индия установила стратегическое партнерство. Это было в 2000 году, когда Владимир Путин только стал президентом. Это соглашение было очень важно для Дели, поскольку после распада Советского Союза, в эпоху Ельцина, Москва несколько поменяла внешнеполитические ориентиры. Стратегическое партнерство подчеркнуло общую озабоченность Москвы и Дели формированием однополярного мира и стремление к многополярности, а также признавало тот факт, что после 1998 года Индия стала ядерной державой.
За последние 10 лет Индия вышла на первое место в области военно-технического сотрудничества с Россией. Крупнейшими «индийскими» оружейными сделками для России, помимо передачи в лизинг подлодки «Нерпа», стали контракты на поставку истребителей, танков, а также продажу авианосца «Викрамадитья». Россия и Индия совместно разработали ракету «Брамос», а сейчас работают над созданием истребителя пятого поколения.
Однако в последние годы Индия проводит политику диверсификации поставщиков вооружений, все чаще обращаясь к западным странам. Это уже привело к нескольким крупным поражениям российских производителей в индийский военных тендерах.
В конце апреля 2011 года стало известно, что российские истребители МиГ-35 выбыли из крупнейшего индийского тендера на поставку 126 самолетов для ВВС страны. Москва всерьез рассчитывала на победу в 10-миллиардном тендере, и это стало чувствительным ударом по российскому авиационному экспорту. Ранее, В конце октября из индийского тендера также выбыл российский ударный вертолет Ми-28.