К пожизненному лишению свободы потребовали сегодня приговорить гособвинители Дмитрия Леснякова, которого считают лидером одной из самых кровавых банд Подмосковья последнего десятилетия. Для его подельника — Дмитрия Задкова — представители прокуратуры запросили 19 лет. Среди жертв бандитов глава Международного центра по ядерной безопасности Минатома РФ Сергей Бугаенко, а также так называемый вор в законе Алик Миналян (он же «Алик Сочинский»). Впрочем, сыщики полагают, что на их совести еще несколько десятков подобных преступлений.

7 марта в Мосгорсуде присяжные сочли доказанной причастность Леснякова к четырем, а Задкова к двум убийствам и ряду других преступлений. Однако те до последнего отрицали свою вину и в прениях сторон, которые прошли сегодня в Мосгорсуде, просили их оправдать.

На скамье подсудимых Дмитрий Лесняков по кличке «Лес» и его подручный оказались благодаря показаниям киллера преступной группы Андрея Вершинина, исполнившего не один заказ руководства банды. В обмен за подробности кровавых преступлений ему обещали сделку со следствием, которая бы позволила избежать пожизненного срока. Свою часть договора следствие выполнило — в июне прошлого года Мосгорсуд рассмотрел дело Андрея Вершинина и его подельника Алексея Евсеева в особом порядке, то есть без допроса свидетелей и исследования доказательств. За семь убийств и другие преступления Вершинин получил 16 лет колонии. Алексей Евсеев за шесть убийств сел на 12 лет. Впоследствии Верховный суд России «скостил» Вершинину наказание на год — до 15 лет.

Жизнь под чужим именем

Согласно материалам дела, банда, действовавшая на территории Москвы и Подмосковья, сформировалась в самом конце 1990-х годов. Ее «костяк» составляли около десятка человек, а лидерами являлись уроженцы Челябинской области Михаил Пуртов и Дмитрий Завьялов, а также житель Ростова-на-Дону Дмитрий Лесняков. Из-за проблем с законом им пришлось перебраться в Москву. Объявленный в розыск за вымогательство и другие преступления Дмитрий Лесняков обзавелся новым паспортом на имя Руслана Валентинова. Впоследствии под этими именем он вошел в число учредителей Пушкинского оптово-розничного рынка, одного из самых прибыльных рынков Подмосковья. Лесняков-Валентинов также занялся строительством.

Следствие считает, что свои интересы он и другие лидеры банды отстаивали весьма жестко. От тех, кто стоял у них на пути, без промедления избавлялись. Среди жертв бандитов были и члены конкурирующих преступных группировок и бизнесмены. В ряде случаев имена заказчиков установить так и не удалось. Но очевидно, что расправа преследовала коммерческие интересы.

Так, одним из основных эпизодов уголовного дела стало убийство главы Международного центра по ядерной безопасности Минатома РФ Сергея Бугаенко. Его забили насмерть металлическими монтировками утром 27 февраля 2003 года в подъезде его дома на Ленинском проспекте. По версии обвинения, Лесняков «принял предложение от неустановленного лица за вознаграждение напасть на потерпевшего и причинить ему увечья». Однако его подручные «перестарались». Кстати, доставленный на процесс под конвоем Андрей Вершинин заявил, что Бугаенко погиб по ошибке, так как киллеры Вершинин и Евсеев якобы перепутали его с бизнесменом Анатолием Романовым, чья фирма сотрудничала с «Автодорстроем». В подъезде, где убили Сергея Бугаенко, жила теща коммерсанта, и он часто бывал у нее. Гибель Бугаенко следствие квалифицировало как причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть.

Еще один эпизод — убийство лидера так называемой правдинской (от названия железнодорожной платформы «Правда») преступной группировки, совладельца ЧОПа «Амулет» Николая Жигалкина. Обвинение гласило, что его расстреляли из автомата 11 апреля 2003 года на Яхромской улице в отместку за гибель Михаила Пуртова, которого «правдинские» отправили в мир иной годом раньше. Причиной гибели Жигалкина, кроме того, послужил передел сфер влияния на Пушкинском рынке. В этом случае Лесняков лично принимал участие в преступлении — он увез Вершинина с места убийства на «Жигулях», после чего «шестерку» сожгли.

Убийство на пороге прокуратуры

1 августа 2008 года на подходе к Пушкинской горпрокуратуре был жестоко убит бизнесмен Валерий Казаков. Вершинин выпустил по жертве очередь из пистолета-пулемета, после чего добил ножом. Некоторые СМИ называют Казакова предшественником Ивана Назарова, который управлял подмосковными казино «под крышей» местных прокуроров. Однако это не так, хотя Казаков и вправду был дружен с правоохранителями. Друг убитого, нынешний заместитель прокурора Москвы Александр Козлов, в суде высказал мнение, что Казакова могли «заказать» за участие в политике — он был доверенным лицом Виктора Лисина, который впоследствии победил на выборах главы администрации Пушкинского района Московской области и остается таковым до сих пор.

Кстати, свидетельские показания в суде также дал доставленный под конвоем бывший прокурор Пушкинского района, а впоследствии прокурор Одинцово Роман Нищеменко, обвиняемый в получении взяток за «крышевание» незаконного игорного бизнеса в Подмосковье и сейчас ожидающий суда. Нищеменко отрицал (что, впрочем, неудивительно) существование банды Леснякова, заявив, что «ничего о ней не слышал», когда работал в Пушкино.

По версии обвинения, Лесняков и Задков также принимали непосредственное участие в убийстве «вора в законе» Алика Миналяна, которого расстреляли 6 февраля 2009 года рядом с подъездом его дома на Инициативной улице. Задков следил за жертвой. Вооруженный автоматом Вершинин произвел в Миналяна 9 выстрелов, а «страховавший» киллера Лесняков выпустил автоматную очередь по Mercedes, где находился водитель Миналяна (он был ранен) и мог быть охранник.

Орудия преступления — автоматы Калашникова — преступники «сбросили» в близлежащих дворах. Один их автоматов оперативники впоследствии нашли на крыше гаража, а другой, согласно показаниям очевидцев, унес какой-то прохожий.

Сыщики считают, что за убийством «вора в законе» стоял «заместитель» одного из самых влиятельных криминальных «авторитетов» на постсоветском пространстве Аслана Усояна (он известен также по кличке «Дед Хасан») — Армен Арутюнян (или «Армен Каневской»). Позже, в 2010 году, Арутюнян получил 11-летний срок за другое преступление и умер в колонии в Астраханской области.

Дружба с «ворами в законе»

Оперативники выяснили, что незадолго до убийства Миналяна случилась так называемая воровская сходка, на которой Арутюнян выступил с инициативой «раскоронования» Алика Миналяна. После этого подручные Леснякова стали за ним следить. А сразу же после его гибели Лесняков вылетел к Каневскому в Ереван, откуда они вместе отправились отдыхать в Дубай. Кстати, Лесняков не отрицал свою дружбу с Арутюняном, но заявил, что не знал о том, что тот был «вором в законе».

Однако Арутюнян был не единственным другом-авторитетом у Леснякова. Последний был близок с Карло Микадзе, которого называют ближайшим сподвижником «воров в законе» Гочи Антипова и Мираба Гогии.

25 октября 2009 года Микадзе попросил Леснякова «подстраховать» его в ТЦ «Европейский», где в игровом клубе находились побившие его сына чеченцы. Выяснение отношений переросло в побоище, в ходе которого пострадали шесть человек, один их которых получил тяжелое ножевое ранение. Эти действия следствие трактовало как «хулиганство» и «причинение тяжкого вреда здоровью».

Сейчас Микадзе находится в Испании, где его задержали в марте 2010 года в рамках спецоперации «Ява», ставшей продолжением небезызвестной операции «Оса», направленной на нейтрализацию главарей «русской мафии», отмывавших преступные доходы за границей.

«Респектабельный бизнесмен»

В ходе судебного процесса подсудимые не признали вину. Адвокаты Леснякова отвергали причастность своего подзащитного к криминальной среде, организации и руководству банды, а также жестоким убийствам. «Все обвинение было построено исключительно на показаниях «реальных убийц» Вершинина и Евсеева, которым было выгодно оговорить Леснякова, чтобы смягчить свою участь», — заявил BFM.ru его адвокат Владимир Савин. Защитники утверждали, что Лесняков — респектабельный бизнесмен, чьи фирмы входили в крупный ростовский строительный концерн, а его арест был выгоден конкурентам. «Фирмы Леснякова построили ТЦ «Пушкинский», реконструировали местный рынок, планировали начать реконструкцию Клязьминского и Правдинского рынков, — рассказал другой защитник подсудимого Алексей Мельник. — После задержания Леснякова в июне 2009 года строительство целого ряда объектов «встало», а его компании не смогли реализовать свои планы по участию в тендере на строительство олимпийских объектов в Сочи». По словам юриста, его клиент действительно был знаком с Завьяловым, Вершининым и Пуртовым с серединных 1990-х, однако с ними его связывали исключительно совместные бизнес-проекты.

Вердикт

Для вынесения вердикта присяжным потребовалось два дня. В итоге, 7 марта большинством голосов они сочли доказанной вину подсудимых в большинстве инкриминируемых преступлений. Они исключили из обвинения Леснякова только организацию банды, но посчитали установленным, что он руководил ею и участвовал в ней. Дмитрий Задков был оправдан присяжными по двум эпизодам — в приобретении и хранении оружия (в гараже, который арендовал один из участников банды, нашли около полусотни автоматов и пистолетов) и в причинении тяжкого вреда здоровью во время драки в «Европейском».

В понедельник, 12 марта, в Мосгорсуде прошло обсуждение последствий вердикта. Гособвинители Дмитрий Дядюра и Мария Семененко предложили квалифицировать действия Леснякова по целому ряду статей: бандитизм, убийство, покушение на убийство, причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть, незаконный оборот оружия, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью и хулиганство. Поскольку Задкову изначально вменялось меньшее количество эпизодов, прокуроры не стали требовать для него пожизненного срока.

Подсудимые продолжали отрицать свою вину. Выступая в прениях сторон, Лесняков назвал показания Вершинина и Евсеева лживыми. «Я прошу вас меня оправдать», — обратился он к судье Любови Николенко. Его поддержал Задков, заявивший, что был не в курсе вмененных ему убийствах Миналяна и Бугаенко. «Как мне может вменяться банда, если я не совершал никаких убийств?» — задался вопросом подсудимый. От выступления в последнем слове оба отказались, заявив, что уже все сказали.

Адвокаты попросили судью вынести их подзащитным оправдательный приговор, отметив, что закон позволяет это сделать, если председательствующий не согласен с вердиктом и если есть доказательства, что подсудимые непричастны к преступлению или невиновны.

Оглашение приговора суд назначил на 15 марта.

Покидая суд, защитники заявили, что будут добиваться отмены решения суда, каким бы оно ни было. «Нарушений в ходе судебного разбирательства было более чем достаточно», — заявил BFM.ru Алексей Мельник. В частности, он утверждает, что суд позволил прокурорам выйти за рамки обвинительного заключения и представить доказательства по эпизодам, которые подсудимым не вменялись. «Этим они создали у присяжных предубеждение о подсудимых», — полагает адвокат.

В настоящее время СКР по Москве продолжает расследование еще ряда криминальных эпизодов банды Леснякова. Поэтому с уверенностью можно говорить, что это первый, но не последний процесс над ним.