Медведев на прощанье хотел бы освободить экс-главу ЮКОСа
Президент Медведев сегодня подписал перечень поручений Генпрокуратуре. Среди них — задание проверить законность и обоснованность обвинительных приговоров суда в отношении 39 граждан России, в том числе Михаила Ходорковского и Платона Лебедева
Читать на полной версииУтро после выборов нового президента нынешний глава государства Дмитрий Медведев начал с подписания перечня поручений Генпрокуратуре (о проверке законности и обоснованности обвинительных приговоров суда в отношении 39 граждан России), Минюсту (об обоснованности отказа в регистрации партии ПАРНАС). Соответствующие запросы Дмитрий Медведев получил от представителей гражданского общества и руководителей политических партий, не прошедших госрегистрацию.
По сообщению пресс-службы Кремля, Генпрокуратуре поручено до 1 апреля
«в установленном порядке провести анализ законности и обоснованности обвинительных приговоров суда в отношении» граждан, имена которых попали в составленный оппозицией список «политических заключенных».
В него вошли экс-глава ЮКОСа Михаил Ходорковский и бывший руководитель МФО «Менатеп» Платон Лебедев, сотрудник службы экономической безопасности ЮКОСа Алексей Пичугин, чеченка Зара Муртазалиева, бизнесмен Дмитрий Барановский, ученый Валентин Данилов и другие — всего 39 человек. Требование об освобождении этих граждан было включено в резолюцию митинга оппозиции на Болотной площади 4 февраля этого года. Тогда составленный список передали руководителю Совета по правам человека при президенте России Михаилу Федорову. Тот пообещал вручить документ Дмитрию Медведеву при первой возможности.
Генпрокуратура отреагировала молниеносно: официальный представитель ведомства Марина Гриднева проинформировала, что поручение президента уже исполняется, «оно находится на контроле у генерального прокурора России Юрия Чайки».
Однако адвокаты отбывающих 13-летний срок бывших акционеров ЮКОСа Ходорковского и Лебедева не испытывают на счет итогов назначенной проверки никаких иллюзий.
Экс-глава ЮКОСа Михаил Ходорковский и бывший руководитель Международного финансового объединения «Менатеп» Платон Лебедев были задержаны в 2003 году.
31 мая 2005 года Мещанский райсуд Москвы признал бизнесменов виновными по шести статьям УК, в том числе в мошенничестве, уклонении от уплаты налогов и растрате. Оба получили по девять лет лишения свободы. Впоследствии Мосгорсуд «скостил» им срок наказания на год.
30 декабря 2010 года Хамовнический суд Москвы вынес приговор по второму делу Ходорковского и Лебедева. За хищение более 200 млн тонн нефти стоимостью свыше 800 млрд рублей и отмывание преступных доходов они получили по 14 лет колонии каждый.
24 мая 2011 года Мосгорсуд снизил осужденным срок до 13 лет лишения свободы. 31 января этого года глава Мосгорсуда Ольга Егорова отказала защите в возбуждении надзорного производства по делу Ходорковского-Лебедева.
24 февраля адвокаты Ходорковского и Лебедева подали надзорную жалобу в Верховный суд с просьбой отменить приговор и все последующие судебные акты.
Юрию Чайке предложили выпороть себя и подчиненных, как унтер-офицерская вдова
Защищавший на протяжении многих лет Платона Лебедева адвокат Константин Ривкин отмечает заслуги «профессионального юриста» Медведева по совершенствованию уголовного законодательства и процедуры судопроизводства, а также ценит усилия главы государства «заставить нашего недобросовестного правоприменителя соблюдать закон».
Однако он считает, что проводить проверку законности приговоров по резонансным делам Медведев поручил не по адресу: «Парадокс заключается в том, что охранять капусту поручили тем, кому этого поручать не следовало бы, — сказал он BFM.ru . — То есть господину Чайке предложили поступить, как гоголевская унтер-офицерская вдова: положить на скамейку рядышком едва ли не всех своих заместителей, которые утверждали обвинительные заключения по всем этим делам, на эту же скамейку уложить всех прокуроров-гособвинителей и, выдрав их розгами, проделать эту процедуру с самим собой».
По мнению защитника, прокуратура вряд ли признает собственную неправоту.
С ним согласен и другой адвокат Платона Лебедева Алексей Мирошниченко: «Шансов, что прокуратура поменяет свое мнение очень мало, по крайней мере, по своей собственной инициативе прокуратура на это никогда не пойдет», — заявил он BFM.ru.
Сигнала от Путина нет
Защитник Михаила Ходорковского Юрий Шмидт склоняется к тому, что «для реального движения дела» его подзащитного необходим «определенный сигнал». «Если он и будет дан, то будет скрыт от глаз общественности, и он будет исходить от Владимира Путина, а не от Дмитрия Медведева. Пока такого сигнала мы не услышали», — сказал юрист.
Он полагает, что решение об освобождении Михаила Ходорковского может быть принято, когда Путин и его окружение поймут: Ходорковский не собирается добиваться возврата отнятой у него собственности, и его пребывание в тюрьме не только не полезно, но и вредно для имиджа власти.
Юрий Шмидт также предполагает, что, дав поручение Генпрокуратуре, Медведев тем самым отреагировал на экспертный доклад Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека по второму «делу ЮКОСа». «Возможно, Медведев одним выстрелом убил этого зайца. Теперь никто не скажет, что он проигнорировал этот доклад, который так и остался без ответа», — добавил юрист.
Директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко тоже придерживается мнения, что прокуратура в данном случае лишь «технический орган», и все зависит от воли первых лиц государства: «Какое указание прокуратуре дадут, так она себя и поведет», — заявил он BFM.ru.
Эксперт полагает, что Ходорковского с высокой долей вероятности» отпустят в этом году. «Было бы логично приурочить это к президентским выборам в США, сделать ответный подарок Бараку Обаме в ответ на его очень сдержанное поведение во время выборов президента в России», — сказал он. По мнению Минченко, Ходорковский и Лебедев могут быть освобождены при помощи механизма помилования.
Глава старейшей правозащитной организации — Московской Хельсинкской группы — Людмила Алексеева сомневается, что поручение президента Дмитрия Медведева проанализировать обоснованность приговора экс-главе «ЮКОСа» приведет к освобождению Михаила Ходорковского. «Это, скорее всего, политическая игра с целью ослабить протестные действия оппозиции, недовольной результатами завышенного голосования [в пользу Владимира Путина], — поделилась своим видением происходящего с BFM.ru правозащитница. — Если бы Медведев действительно хотел освободить Ходорковского и Лебедева, он бы не стал поручать прокуратуре проверку в первый день, когда были объявлены результаты выборов».
Ждут подарка от власти
Однако есть и те, кто в отличие от адвокатов Ходорковского и Лебедева, все же надеется, что поручение Дмитрия Медведева окажется действенным и отразится на судьбе осужденных по резонансным делам.
Среди них защищавший бывшего офицера внутренних войск МВД РФ Сергея Аракчеева адвокат Дмитрий Аграновский. Его подзащитный был дважды оправдан присяжными, а затем в 2007 году осужден профессиональным судьей на 15 лет колонии за убийство троих жителей Чечни.
В ноябре прошлого года защитник направил в Генпрокуратуру ходатайство о возобновлении производства по делу в связи с результатами пятичасового теста, который его подзащитный прошел на детекторе лжи. Однако прокуратура отклонила просьбу защиты, после чего адвокат подал повторное обращение. «Конечно, мы будет добиваться оправдания Аракчеева вплоть до Европейского суда, где уже с 2006 года находится жалоба защиты, но если российские власти сделают нам подарок и выпустят Аракчеева, то мы будем рады», — признался адвокат.
Аграновский, участвовавший в другом громком процессе по делу о беспорядках на Манежной площади (пятеро получивших сроки активистов «Другой России» также включены в список) прогнозирует, что позиция прокуратуры будет ясна уже в ближайшие дни, а именно 14 марта, когда Мосгорсуд рассмотрит кассационные жалобы фигурантов.
Партийное поручение
Поручение от Дмитрия Медведева в понедельник получил и Минюст. Президент затребовал информацию об основаниях отказа в госрегистрации «Партии народной свободы и справедливости» (ПАРНАС), сопредседателями которой являются Михаил Касьянов, Борис Немцов, Владимир Милов и Владимир Рыжков. Отвечает за это поручение глава президентской администрации Сергей Иванов. Срок исполнения задания — 20 марта.
Владимир Милов прокомментировал это решение в беседе с BFM.ru: «Во-первых, [он хотел] подсластить пилюлю от вчерашнего неприятного для оппозиции официального результата выборов президента, сказать, что не надо так переживать, мы все равно будем всячески рассматривать разные ваши просьбы. Может быть, зарегистрируем кого-нибудь из оппозиционных партий, какого-то политзаключенного выпустим».
По мнению Милова, президент стремился убедить всех, что «не надо так бояться возвращения Путина, сделать вид, что все равно возможны какие-то послабления в политической сфере».
Вторая цель, считает Милов, — продемонстрировать, что «власть контролирует ситуацию, может добиваться такого политического результата, которого захочет, а потом уже с барского стола какие-то крошки оппозиции сбросить, если посчитает это нужным».
«Может быть, где-то пойдем вам на встречу, но сначала мы вас переломаем, нарисуем себе такой результат на выборах, какой хотим, а потом, может быть, вас примем, посидите пока в приемной. Эта модель была четко Медведевым продемонстрирована», — заявил представитель ПАРНАСа.
Что же касается возможности выхода бывших совладельцев ЮКОСа на свободу, то, как убежден политик, подобное развитие событий совершенно не опасно для существующей власти.
«Я не считаю освобождение Ходорковского и Лебедева фактором, который в состоянии будет сильно повлиять на будущую российскую политику, — сказал BFM.ru Владимир Милов. — Во-первых, мне по ряду причин кажется, что они не будут участвовать в активной политической деятельности, если выйдут на свободу, а во-вторых, я не думаю, что у Ходорковского и Лебедева есть серьезные шансы завоевать большие политические позиции. Думаю, что в основном избиратели к их фигурам будут относиться очень скептически. Проблема была в том, что Путин имел личную вендетту с Ходорковским, и это было связано не только с политикой, а еще и с коммерческими соображениями, дележом активом и так далее. И именно Путин лично всегда препятствовал любым шагам в сторону освобождения Ходорковского. Для него это было одним из главных вопросов, за который он всегда строго держался и никаких маневров здесь не допускал. Возможно, это та вещь, где он готов пойти на уступки, возвращаясь на новый президентский срок. Может быть, это является частью их каких-то скрытых договоренностей с Медведевым».