Неужели это случится? Если да, то я в восторге. В последний день февраля премьер и кандидат в президенты В. Путин на встрече с доверенными лицами и другими активистами предложил избавить государственное телевидение от рекламы. Много лет представители медиаиндустрии (ее коммерческой части) с разной степенью робости и настойчивости пытались убедить власти либо выйти из капитала СМИ, либо ограничить доступ к рекламному рынку телекомпаний и других СМИ, получающих деньги из бюджета. В таком требовании никогда не было ничего политического. Если уж государство не может обойтись без своих телеканалов и газет, то пусть хотя бы не нарушает при этом честную конкуренцию на медийном рынке. Субсидируемые из бюджета телеканал или газета выходят на рекламный рынок и имеют все возможности его сломать, что и происходит, особенно в сегменте печатных СМИ. Им же нужны дополнительные деньги к субсидиям, поэтому можно и демпинговать, не думать о рыночном балансе и конкуренции.

Если идея об избавлении государственного телевидения от рекламы будет реализована, она повлечет тектонические сдвиги в медиаотрасли. Драматическое сокращение рекламного времени (один только ФГУП ВГТРК чего стоит) приведет к резкому спросу на рекламный инвентарь в оставшихся негосударственных СМИ. С другой стороны, суммы дотаций для государственных телекомпаний придется существенно увеличивать. Или закрывать какие-то каналы. Зачем, например, московскому правительству аж целых три телеканала: ТВЦ, «Согласие», «Доверие», да теперь еще и «Москва-24»? Про «Согласие» с «Доверием» и слышали-то не все, наверное, но такие каналы существуют и расходуют деньги московских налогоплательщиков.

Честно говоря, не очень верится в отлучении госканалов от рекламы. Очень много там интересов переплетается. А как быть с частично государственными каналами? Первый канал ведь наполовину государственный (или наполовину частный).

Весьма вероятен компромиссный сценарий: рекламу на госканалах ограничат, а у госбанков появятся кое-какие новые «социальные» обязательства.