В деле об убийстве Политковской появился Закаев
Неожиданный поворот в многолетнем расследовании убийства Анны Политковской. Проходящий по делу в качестве обвиняемого Дмитрий Павлюченков назвал заказчиков преступления — Бориса Березовского и Ахмеда Закаева
Читать на полной версииСледственный комитет России завершил основные следственные действия в отношении бывшего начальника отделения оперативно-поискового управления ГУВД Москвы Дмитрия Павлюченкова, обвиняемого в убийстве осенью 2006 года обозревателя «Новой газеты» Анны Политковской. Спустя почти пять с половиной лет после преступления экс-милиционер назвал имена заказчиков преступления. По его данным, ими являлись бывший эмиссар чеченских боевиков Ахмед Закаев и бизнесмен Борис Березовский, у которых с Политковской произошел конфликт.
Подполковник милиции в отставке Дмитрий Павлюченков был арестован Басманным судом Москвы 26 августа прошлого года. Вначале ему вменили организацию преступления, однако после того, как обвиняемый стал сотрудничать со следствием, его действия переквалифицировали на соучастие в убийстве.
В сентябре прошлого года Дмитрий Павлюченков заключил со следствием досудебное соглашение о сотрудничестве. Сделку утвердил заместитель генпрокурора России Виктор Гринь. В ближайшее время его дело должны выделить в отдельное производство из дела, по которому проходят еще пятеро обвиняемых. Обвинительный приговор в отношении бывшего милиционера может стать доказательством в отношении других фигурантов.
Как сообщил BFM.ru адвокат Павлюченкова Карен Нерсисян, его подзащитный рассчитывает на рассмотрение своего дела в особом порядке. В этом случае суд не исследует доказательства следствия и не допрашивает свидетелей, а лишь ограничивается изучением данных о личности подсудимого, который вправе рассчитывать не более мягкое наказание. Отметим, что по части 2-й статьи 105 УК (убийство) Павлюченкову грозит от 8 до 20 лет лишения свободы либо пожизненный срок. Однако сделка со следствием позволит избежать Павлюченкову самого сурового наказания: по закону ему не может быть назначено больше двух третей от максимального срока.
Неожиданные откровения
По данным газеты «Коммерсантъ», о том, что Ахмед Закаев и Борис Березовский могли являться заказчиками совершенного в октябре 2006 года убийства Анны Политковской, Павлюченков дал показания в минувшую пятницу.
В свою очередь, агентство «Росбалт» отмечает, что обвиняемый узнал имена «заказчиков» от чеченского «авторитета» Лом-Али Гайтукаева. Следствие считает, что именно он за 150 тысяч долларов взялся организовать убийство. Гайтукаев рассказал Павлюченкову, что летом 2006 года Политковская была в Англии, где встречалась с получившими политическое убежище Ахмедом Закаевым, Борисом Березовским и экс-сотрудником ФСБ Александром Литвиненко. Между ними якобы произошел какой-то конфликт, после чего и поступил заказ на ее убийство.
Часть полученных от заказчиков денег Гайтукаев отдал Павлюченкову, чтобы тот силами сотрудников ОПУ организовал слежку за Анной Политковской. Когда Гайтукаева арестовали по обвинению в организацию покушения на топ-менеджера финансово-промышленной группы «Приват» Геннадия Корбана, он перепоручил подготовку преступления освободившемуся из мест лишения свободы в сентябре 2006 года бывшему сотруднику столичного УБОП Сергею Хаджикурбанову, отбывшему срок за незаконное проникновение в жилище и превышение полномочий. По просьбе «авторитета» Хаджикурбанов снабдил племянника Гайтукаева Рустама Махмудова 13 тысячами долларами и оружием — газовым пистолетом «Иж», переделанным для стрельбы боевыми патронами. Из него, как считает следствие, киллер и застрелил Анну Политковскую 7 октября 2006 года в лифте дома на Лесной улице.
По версии следствия, следить за жертвой Рустаму Махмудову помогали его младшие братья — Ибрагим и Джабраил. Последний увез убийцу с места преступления.
Сергея Хаджикурбанова, а также Ибрагима и Джабраила Махмудовых уже пытались судить за убийство Анны Политковской (их брат Рустам был тогда в розыске), однако в феврале 2009 года присяжные их оправдали.
После отмены оправдательного приговора и возвращения дела на доследование следствие не отказалось от своей версии об их причастности к убийству. С той лишь разницей, что проходившие по делу свидетелями Павлюченков и Гайтукаев перешли в разряд обвиняемых.
Таким образом, сейчас в деле в качестве обвиняемых фигурируют шесть человек. Это отбывающие сроки за совершение других преступлений Гайтукаев и Хаджикурбанов, трое братьев Махмудовых, включая задержанного в мае прошлого в годе в Чечне Рустама Махмудова, а также Дмитрий Павлюченков.
«Туфта в суде не пройдет»
По словам Карена Нерсисяна, у него нет оснований не доверять своему подзащитному. «Он крайне заинтересован в том, чтобы говорить правду. Туфта в суде не пройдет, и если суд сочтет показания Павлюченкова неубедительными, то может не согласиться с особым порядком рассмотрения дела», — пояснил BFM.ru адвокат. Защитник рассчитывает на то, что при назначении наказания суд учтет содействие и помощь обвиняемого следствию, а также состояние его здоровья: «Из-за травмы головы у него сейчас отнимается левая сторона тела, в связи с чем мы попросили провести медицинское обследование».
Он признался, что у сыщиков и раньше были доказательства против бывшего сотрудника ОПУ, однако они «остались в стороне». Эту парадоксальную ситуацию Нерсисян объясняет тем, что раньше «следователей подгоняли, а при новом расследовании им никто не мешал».
В том, что Павлюченков причастен к убийству обозревателя «Новой газете», убежден и адвокат Джабраила Махмудова Мурад Мусаев. Однако он уверен, что обвиняемый оговаривает других фигурантов. «Я много раз говорил, что Павлюченков — это амеба. Он будет давать показания, которые закажет следствие, чтобы спасти свою шкуру, — заявил Мусаев. — У него есть перспективы загреметь за решетку на всю оставшуюся жизнь, поэтому он будет говорить все, что угодно, чтобы избежать такой перспективы».
По словам юриста, у следствия имеются рычаги управления обвиняемым, а именно, данные о том, что Дмитрий Павлюченков фактически состоял в банде, которая занималась заказной слежкой, вымогательством, убийствами и грабежами. «В Люберцах было дело, когда подчиненные Павлюченкова вывезли человека в песчаный карьер, жестоко убили и сожгли. Фактически, это была зондер-команда и, располагая данными о ее действиях, из Павлюченкова теперь будут веревки вить».
Версию о причастности Ахмеда Закаева и Бориса Березовского к убийству Анны Политковской Мусаев считает «бредовой». «У Политковской были хорошие отношения с Закаевым. И эта хитромудрая комбинация о том, что с помощью ее убийства заказчики хотели пошатнуть существующий режим, явная фантазия», — сказал он.
Отметим, что если Березовский и раньше упоминался в связи с делом об убийстве журналистки, то фамилия Закаева «всплыла» впервые.
Между тем, Борис Березовский отверг слова бывшего начальника отделения оперативно-поискового управления ГУВД Москвы Дмитрия Павлюченкова о том, что именно он якобы является заказчиком убийства. «Я никак не смогу прокомментировать, потому что все это реально зашкаливает, это бред сивой кобылы», — заявил BFM.ru Березовский.
Коллеги убитой и потерпевшие не верят обвиняемому
Шеф-редактор «Новой газеты» Сергей Соколов также не склонен доверять новым показаниям бывшего свидетеля обвинения, а ныне подследственного Павлюченкова. Он отметил, что его заявления должны быть подтверждены другими объективными доказательствами. «Человек, который пошел на сделку со следствием, будет брать на себя все, что угодно, — сказал Соколов BFM.ru. — Павлюченков замечательно чувствовал себя в ранге свидетеля, пока, в том числе благодаря и нашему расследованию, не стал обвиняемым. Теперь он решил скостить себе срок и бежит впереди паровоза, говоря то, что приятно следствию». По мнению Соколова, утечка о показаниях обвиняемого «направлена на развал дела» и представляет собой «политический пиар». «Это возня, которая мешает установлению истины по делу», — заявил шеф-редактор «Новой газеты».
Представляющие интересы потерпевших адвокаты Каринна Москаленко и Анна Ставицкая также скептически отнеслись к информации о возможных заказчиках убийства. «Версия о причастности Березовского и Закаева к преступлению достаточно смешна. Не очень понятно, кому понадобилось сливать ее в прессу», — сказала BFM.ru Анна Ставицкая. Она не исключает, что кто-то хочет дискредитировать достоверные показания обвиняемого, которые на фоне громких имен могут не воспринять всерьез.
Отметим, что, по некоторым данным, сведения о причастности Березовского и Закаева к преступлению пока не подкреплены никакими другими доказательствами.
Перед тем, как дело Дмитрия Павлюченкова выделят в отдельное производство и направят суд, следствие должно получить из Великобританию ответ на запрос об оказании правовой помощи, в рамках которой предполагается допросить скрывающихся там Ахмеда Закаева и Бориса Березовского. По окончании расследования с делом должны ознакомить потерпевших — сына и дочь погибшей журналистки.
Карен Нерсисян рассчитывает, что дело Павлюченкова «уйдет» в суд уже в мае. Защитник подтвердил появившиеся в прессе сведения о том, что его подзащитный высказал желание дать показания по другому громкому делу — об убийстве редактора журнала Forbes в России Пола Хлебникова. «В рамках сделки со следствием он действительно заявил такое ходатайство, но пока его не допрашивали», — сказал адвокат.
Между тем, сегодня стало известно, что российский предприниматель Дмитрий Ковтун стал обвиняемым по делу об убийстве экс-сотрудника ФСБ Александра Литвиненко, отравленного осенью 2006 года в Великобританиии радиоактивным полонием. Как рассказал сам Ковтун изданию Financial Times, накануне Следственный комитет России проинформировал его о получении письма из Королевской прокурорской службы. Она требует его ареста и выдачи в связи с обвинениями в причастности к убийству Литвиненко. Ковтун вину отвергает.