В России могут запретить рекламу лекарств
Законопроект обсуждает Госдума. Автор документа Сергей Калашников говорит, что запрет отучит россиян заниматься самолечением
Читать на полной версииЗаконопроект обсуждает Госдума. Автор документа Сергей Калашников говорит, что запрет отучит россиян заниматься самолечением. В развитых странах без рецепта невозможно купить ни одно лекарство, серьезнее аспирина.
Реклама безрецептурных препаратов занимает примерно 50 процентов рынка. Препараты от простуды и гриппа, пищевые добавки и гомеопатия рекламируются в России больше всего. Значительную часть этих средств можно использовать только после консультации с врачом. В цивилизованных странах почти все лекарства выдаются по рецепту. И они бесплатны. В России врач пишет на листочке пациенту список препаратов исключительно в качестве рекомендации. Часто больные, в обход врача, идут сразу в аптеку. Это недопустимая ситуация, считает директор Института неотложной детской хирургии и травматологии Леонид Рошаль:
«Надо найти другие формы для того, чтобы врачи были информированы о новых лекарствах. Приходят в аптеку и говорят — спрашивают — а что-то у меня здесь ... что-то болит, и без осмотра говорит аптекарь, что надо взять то или другое лекарство. А, вдруг, за этим скрывается более серьёзная болезнь? Я сторонник того, чтобы лекарства — ну, естественно, настоящие лекарства - не какие-нибудь витаминчики - назначали доктора».
Противники закона говорят, что запрет на рекламу лекарств вызовет рост цен, так как продвижение новых препаратов станет дороже.
Комментарий директора аналитической компании «Сежедим Стратеджик Дата» Давид Мелик-Гусейнов:
«С официальный назначением на официальном бланке рецепта человек приходил в аптеку и получал качественное лекарственное средство. Лучше бесплатно, конечно, получал. Сегодня пациент вынужден платить сам за лекарство. Ни в одной цивилизованной стране мира пациент не платит за лекарства — там лекарства бесплатны. Да, население, конечно же, поддержит, население достала эта реклама. Но, с другой стороны, мы понимаем, что мы живём в рынке, и этот рынок должен развиваться. Фармкомпания зарабатывает сверхприбыли на продаже своих препаратов, но любая сверхприбыль в этой отрасли — она оправдана, потому что получив сверхприбыль, фармкомпания реинвестирует её в создание новых производств, новых молекул».
О будущих потерях фармацевтов и рекламщиков рассказала аналитик инвесткомпании «Грандис капитал» Ксения Аношина:
«Фармацевтические производители тратят на рекламу от 2 до 10 процентов от выручки, 40-45 миллиардов рублей. Если запретят всю рекламу лекарственных средств, фармацевтическим компаниям придется искать более изощренные способы продвижения. А это потребует более существенных расходов, в зависимости от того какие способы они найдут. Например реклама рецептурных лекарственных средств запрещена давно. И, чтобы продвигать рецептурные лекарства, фармацевтам приходится устраивать самые разные «симпозиумы» и давать скрытую рекламу».
Автор думского проекта Сергей Калашников допускает, что некоторых медикаментов, например противовирусных, изменения в Законе не коснется. Но их перечень пока не определен.
Иван Швец, Business FM