Законопроект обсуждает Госдума. Автор документа Сергей Калашников говорит, что запрет отучит россиян заниматься самолечением. В развитых странах без рецепта невозможно купить ни одно лекарство, серьезнее аспирина.

Реклама безрецептурных препаратов занимает примерно 50 процентов рынка. Препараты от простуды и гриппа, пищевые добавки и гомеопатия рекламируются в России больше всего. Значительную часть этих средств можно использовать только после консультации с врачом. В цивилизованных странах почти все лекарства выдаются по рецепту. И они бесплатны. В России врач пишет на листочке пациенту список препаратов исключительно в качестве рекомендации. Часто больные, в обход врача, идут сразу в аптеку. Это недопустимая ситуация, считает директор Института неотложной детской хирургии и травматологии Леонид Рошаль:

«Надо найти другие формы для того, чтобы врачи были информированы о новых лекарствах. Приходят в аптеку и говорят — спрашивают — а что-то у меня здесь ... что-то болит, и без осмотра говорит аптекарь, что надо взять то или другое лекарство. А, вдруг, за этим скрывается более серьёзная болезнь? Я сторонник того, чтобы лекарства — ну, естественно, настоящие лекарства - не какие-нибудь витаминчики - назначали доктора».

Противники закона говорят, что запрет на рекламу лекарств вызовет рост цен, так как продвижение новых препаратов станет дороже.

Комментарий директора аналитической компании «Сежедим Стратеджик Дата» Давид Мелик-Гусейнов:

«С официальный назначением на официальном бланке рецепта человек приходил в аптеку и получал качественное лекарственное средство. Лучше бесплатно, конечно, получал. Сегодня пациент вынужден платить сам за лекарство. Ни в одной цивилизованной стране мира пациент не платит за лекарства — там лекарства бесплатны. Да, население, конечно же, поддержит, население достала эта реклама. Но, с другой стороны, мы понимаем, что мы живём в рынке, и этот рынок должен развиваться. Фармкомпания зарабатывает сверхприбыли на продаже своих препаратов, но любая сверхприбыль в этой отрасли — она оправдана, потому что получив сверхприбыль, фармкомпания реинвестирует её в создание новых производств, новых молекул».

О будущих потерях фармацевтов и рекламщиков рассказала аналитик инвесткомпании «Грандис капитал» Ксения Аношина:

«Фармацевтические производители тратят на рекламу от 2 до 10 процентов от выручки, 40-45 миллиардов рублей. Если запретят всю рекламу лекарственных средств, фармацевтическим компаниям придется искать более изощренные способы продвижения. А это потребует более существенных расходов, в зависимости от того какие способы они найдут. Например реклама рецептурных лекарственных средств запрещена давно. И, чтобы продвигать рецептурные лекарства, фармацевтам приходится устраивать самые разные «симпозиумы» и давать скрытую рекламу».

Автор думского проекта Сергей Калашников допускает, что некоторых медикаментов, например противовирусных, изменения в Законе не коснется. Но их перечень пока не определен.

Иван Швец, Business FM