Минфин России проверит держателей еврооблигаций
Минфин подготовил к публикации предложения по отмене с 2013 года доначисления налога по купонам евробондов. Но до сих пор инициативы Минфина у российских специалистов долгового рынка вызывают вопросы
Читать на полной версииМинистр финансов Антон Силуанов пообещал, что «в понедельник, 20 февраля, на сайте Минфина мы опубликуем нашу позицию с учетом мнения экспертов» — речь идет о доначислении налогов по купонам евробондов. В целом, уже сейчас понятно, что Минфин предлагает «с 2013 года отменить налогообложение еврооблигаций у налогового агента». При этом держатели евробондов не будут освобождены от уплаты налога, так как норма о том, что они обязаны это делать, в законодательстве зафиксирована и сейчас.
«Если держатели евробондов российские, то они будут платить налог по российскому законодательству. Если держатели евробондов — организации, которые зарегистрированы в чистых, белых юрисдикциях, с которыми у нас есть соглашение об избежании двойного налогообложения, то они будут платить налоги там, — пояснил министр. — А если это держатели бумаг, которые зарегистрированы в непонятных юрисдикциях, то налог будет удерживаться у налогового агента». То есть если покупатель евробонда зарегистрирован в сомнительной с точки зрения российского Минфина стране, платить налог по купону своей облигации будет вынужден сам эмитент.
Также, по словам Силуанова, не будут доначислены налоги на те облигации, которые были выпущенные в период с 2007 по 2012 год, если их держателем является российская компания или компания в стране, с которой есть соглашение об избежании двойного налогообложения. Как Минфин планирует поступать с теми облигациями, которые куплены юрлицами в «серых» с точки зрения России странах, пока неясно.
Проблема возможного доначисления налогов распадается на две части — уплата налогов с купонного дохода по облигациями их конечными держателями и уплата налогов эмитентом еврооблигаций — то есть эмитент сам выступает налогоплательщиком и налоговым агентом, и обязан удерживать налоги с сумм, перечисляемых держателям своих облигаций, говорит начальник управления инвестиционно–банковских операций Райффайзенбанка Никита Патрахин.
Эмитентом евробондов, как правило, выступает не сама российская компания, а ее специальный агент — SPV, зарегистрированный за рубежом. А российская компания является гарантом выплат по бумагам. Эта практика пришла в Россию из англо-американского права, регулирующего выпуск и обращение долговых бумаг. И когда приходит срок уплаты купона, то российская компания перечисляет средства в SPV, а эта организация уже распределяет их между держателями облигаций, поясняет управляющий директор инвенстбанка «Открытие Капитал» Михаил Автухов. Поскольку SPV и конечные держатели бондов находятся вне юрисдикции российских налоговых органов, ранее налоги с сумм, которые эмитенты перечисляют SPV, не уплачивались. При этом налоговые органы России и эмитенты были солидарны во мнении, что эти суммы не облагаются налогами. Потом вдруг налоговые органы России обратили внимание на то, что текущее законодательство можно трактовать и так, что эмитенты могли бы удерживать налоги с тех средств, которые российские компании перечисляют в SPV — так и началась дискуссия, говорит Никита Патрахин.
Как отмечают оба специалиста, налог с купонов не уплачивается в том случае, когда эмитент перечисляет купонный доход конечному владельцу бумаги, а SPV не является владельцем. Эта организация выполняет роль лишь промежуточного технического пункта между эмитентом и владельцем.
В то же время в российской практике сложилось так, что если владельцы облигаций находятся в нашей стране, то они налог с полученных по купонам средств платят здесь же, в России. А конечные владельцы российских евробондов из других стран делают это там, где они зарегистрированы. И если Минфин считает, что у России и страны, где расположен конечный держатель бумаги, есть соглашение об избежании двойного налогообложения, то дополнительные налоги на купоны задним числом начисляться не будут. Тем же, кто зарегистрирован в так называемых серых юрисдикциях, налоги вполне могут быть доначислены. И платить их придется российским компаниям, выпустившим евробонды.
Основная проблема заключается в том, каким образом перед выплатой купона налоговый агент будет определять налоговую резиденцию держателя бумаги, говорит руководитель дирекции анализа долговых инструментов ИК «Уралсиб Кэпитал» Дмитрий Дудкин. Он отмечает, что система международных расчетов, через которые и осуществляются все денежные проводки по облигациям — Euroclear — не предполагает дифференцированного подхода к держателям бумаг. Тот факт, что разные держатели будут получать купон разного размера, противоречит принципу расчета накопленного дохода. «Получается, что облагаемый налогом нерезидент при покупке бумаги должен будет уплатить накопленный купонный доход (НКП) из расчета полного купона, а затем получить этот купон в усеченной форме из-за налога», — говорит Дудкин.
Никита Патрахин отмечает, что в проспектах эмиссии евробондов некоторых компаний есть пункт, согласно которому любое изменение налогового режима в отношении бумаг является веской причиной для того, чтобы держатели предъявили эти облигации к досрочному погашению. А для любой компании необходимость погасить свой долг досрочно зачастую равносильна краху. Для сравнения можно представить, что случится с банком, если все вкладчики в одночасье потребуют вернуть все средства с депозитов, говорит Михаил Автухов.
Как ранее пояснял замминистра финансов России Сергей Шаталов, Минфин ищет решение по вопросу налогообложения евробондов, «и, по-видимому, будут возможности полностью или частично освободить эмитентов от налоговых претензий и распространить эту норму в прошлое».
До сих пор у эмитентов и держателей евробондов сохраняются опасения, что налоги будет доначислены задним числом, отмечает Никита Патрахин.
«Единственным реальным выходом является полная отмена этого налога для всех держателей евробондов, то есть отсутствие налогообложения SPV, создаваемых в юрисдикциях, с которыми у РФ есть налоговое соглашение. Хотелось бы надеяться, что поправки Минфина, которые мы увидим в понедельник, будут содержать именно такое решение», — говорит Дмитрий Дудкин.