Нуриэль Рубини: почему Россия отстает
Известный экономист Нуриэль Рубини в интервью Business FM рассказал о тех проблемах, которые, на его взгляд, не позволяют России добиться быстрого экономического роста, сравнимого с другими странами БРИК
Читать на полной версииИзвестный экономист Нуриэль Рубини, предсказавший мировой финансовый кризис 2008 года, на форуме «Россия-2012» сравнил экономики России и других стран БРИК. Он пришел к выводу, что после кризиса потенциал роста России без значительных реформ не превышает 0,5%, а на большинстве развивающихся рынков уже «произошло переформирование», в результате которого, например, в Китае и Индии наблюдается 9-процентный рост. Мнение о том, почему Россия отстает от других стран БРИК и что необходимо сделать, чтобы вернуться к росту экономики, Нуриэль Рубини высказал в интервью Business FM.
— На протяжении 1998–2008 годов Россия наращивала свой потенциал наряду со странами БРИК — порядка 8% в год. Но на протяжении финансового кризиса Россия была единственной среди стран БРИК, где наблюдалась серьезная рецессия, в то время как другим государствам удалось этого избежать. И после финансового кризиса 2008 года восстановление экономики в Бразилии, Индии, Китае было достаточно сильным. Они демонстрировали 7–9-процентный рост, а в России он едва достигал 3–4%. Таким образом, экономическое восстановление России происходило значительно медленнее, чем в каждой из других развивающихся экономик.
Я также хотел бы подчеркнуть, что в России остро стоит демографическая проблема, а в Индии и Бразилии, напротив, наблюдается прирост населения, что оказывает существенное влияние на экономическое развитие. В Китае, конечно, прирост населения снижается, но это исключительный случай. Население этой страны уже составляет 1,3 млрд человек.
Таким образом, экономики страны БРИК демонстрируют более динамичное развитие наряду с приростом населения. По этим стандартам Россия проигрывает.
— В своем выступлении вы связали экономические проблемы в России с качеством управления. Почему?
— Изначально демократии в Индии и Бразилии очень сильные. Мы знаем, что Китай не является демократической страной, там установлен авторитарный режим, но этот режим в то же время технократичен. Официальная политика проводится здесь, основываясь на объективных решениях, что позволяет стране достигать больших успехов в экономике — без преувеличения 10-процентный ежегодный прирост на протяжении последних тридцати лет.
Что касается России, то мы знаем, что она не является истинной демократией, здесь имеет место множество проявлений авторитаризма. Путин и Медведев управляют страной уже 12 лет, и, судя по всему, будут управлять и следующие 12 лет. В то время как в Китае премьера и президента меняют каждые 5 лет. А на низовом уровне существуют нормальные представительные органы. В России политические институты зачастую политически предвзятые, развиты слабо. В то же время люди выходят на демонстрации, так как считают, что их голоса на выборах были украдены, СМИ контролируются сверху, отсутствует полная свобода выражения собственных взглядов. Также существует много других аспектов, которые свидетельствуют о том, что полной демократии в стране нет.
— Почему российские экономические условия хуже, чем, например, в Бразилии?
— Если сравнивать по показателю роста ВВП, то экономика Бразилии эффективнее российской. Обе страны имеют достаточные запасы природных ресурсов. Но Бразилия очень успешно диверсифицировала свою экономику, основанную на нефти, энергетике и промышленном секторе. Там есть очень сильная промышленная база, очень сильный класс предпринимателей. Правительство при этом проводит крайне умеренную политику, при которой инфляция снижается, центральный банк является вполне независимым, и в целом по степени диверсифицированности бразильская экономика гораздо сильнее российской.
— А если сравнивать эти же страны по экономическим индикаторам?
— Если сравнивать по уровню дохода на душу населения, то здесь показатели примерно одинаковы. Прирост населения в Бразилии очень высок, что также является драйвером экономического роста. В то время как одна из проблем, с которыми сегодня сталкивается Россия, это демографический спад и снижение продолжительности жизни в целом. Мы знаем, что, например, по продолжительности жизни мужчин Россия занимает одно из последних мест в мире — по причине алкоголизма и различных заболеваний. Но экономика не растет не только из-за этого. Еще и из-за недостаточной диверсификации, из-за чрезмерной зависимости от природных ресурсов, из-за чрезмерной коррупции, из-за недостатка конкуренции и в то же время сильного контроля олигархов и олигополий над отдельными крупными частями экономики. Также из-за того, что многие существенные сектора экономики снова оказались под контролем государства. Я думаю, что развитие частного сектора в России сегодня нуждается в существенном стимулировании и реформах, чтобы приблизиться к бразильским показателям.
— Относительно Китая — почему он развивается быстрее и имеет тенденцию к более интенсивному развитию в будущем, чем Россия?
— Прежде всего, развитие Китая было самым быстрым среди стран БРИК. Китай открыл свою экономику, страна стала открыта для прямых зарубежных инвестиций. Это очень благотворно сказалось на Китае, так как позволило в итоге привлечь не только капитал, но и управленческие ресурсы, и технологии. Мы знаем, что Россия в то же время имеет ряд ограничений относительно зарубежных инвестиций. Китайская экономика не сосредоточена на ресурсной составляющей, наоборот, страна покупает ресурсы извне. Но, кроме того, они работают над улучшением собственных товаров и услуг. Их товары конкурентоспособны на мировом рынке, они хорошего качества, они недороги и сегодня занимают значительное место на мировом рынке, поднимая тем самым значимость Китая в мировом товарообороте. Кроме того, в Китае огромные инвестиции вкладываются в инфраструктуру — начиная от дорог и заканчивая аэропортами и железнодорожным сообщением, что ускоряет движение товаров внутри страны. В других развивающихся экономиках, таких как Индия и Россия, инвестиции в инфраструктуру гораздо более скромные. И эта сфера требует серьезного вмешательства, чтобы помочь частному сектору активнее развиваться внутри этих стран.
Кроме того, политическая составляющая сыграла не последнюю роль. В Китае лучшие умы — инженеры, эксперты — имели возможность прийти к управлению страной, причем именно по технократическому пути.
— Что должно произойти, чтобы вы изменили свое мнение о России?
— Мне кажется, прежде всего вам следует активно следить за ситуацией с президентскими выборами, чтобы они были справедливыми. А также прояснить ситуацию с предыдущими выборами, которые, судя по всему, не были честными. И, конечно, после выборов вам необходимы экономические реформы, касающиеся большей открытости прямым зарубежным инвестициям, а также реформы в области приватизации, вложений в инфраструктуру, борьбы с коррупцией. Необходимо также реформирование политической системы с тем, чтобы она стала более конкурентной и демократической наряду с ослаблением контроля за СМИ, развитием общественных институтов. И все это для того, чтобы частный бизнес чувствовал себя в безопасности и не выводил деньги за рубеж, а вкладывал внутри своей страны. Знаете, Путин и Медведев произносят множество речей, однако их слова часто расходятся с делом. Сейчас для России главный вопрос — не слова, а реальные дела. Россия уже потеряла в экономическом развитии, может потерять еще, если после выборов не будет комплексно ускорено развитие общественных институтов, если не будет политических реформ, которые заставили бы людей поверить, что эта страна — с огромными природными ресурсами, с человеческим капиталом, с амбициями — может достичь очень многого.