Глава «Роснано» Анатолий Чубайс в эксклюзивном интервью из Давоса главному редактору Business FM Илье Копелевичу рассказал о том, как произошла эта трансформация, и какие ключевые проблемы стоят перед Россией.

И.Копелевич: Прошёл «русский завтрак», там собралась такая, как принято считать, либеральная часть команды Путина образца нулевых: собственно говоря, Вы, Герман Греф, Алексей Кудрин, Игорь Шувалов. Наверное, хотели говорить об экономике, но всё-таки, как мы знаем, в значительной степени речь пошла о политике, это так было задумано, или разговор сам ушёл на эти темы?

А.Чубайс: Вы знаете, Герман Греф сказал, что он ночью полностью поменял всю концепцию этого мероприятия. Предполагался какой-то заранее розданный набор вопросов, но в итоге он пошёл по другому пути, он просто предложил аудитории назвать самые главные проблемы. Аудитория тут же в on-line их назвала, а потом из них были выбраны 3 ключевых, и о них дальше речь и шла, поэтому это был такой абсолютный экспромт.

И.Копелевич: Давайте сформулируем, как же эти 3 ключевые проблемы аудитория этого делового завтрака сформулировала?

А.Чубайс: Там была тема под названием «Россия» и тема под названием «Европа». Если говорить о российской теме, то главной проблемой, если я правильно помню, была названа проблема коррупции. Проблема номер два - проблема отсталости политической системы, и проблема номер три тоже что-то в этом ключе.

И.Копелевич: Я уже слышал, как выступал вице-премьер Игорь Шувалов, отвечал на темы, связанные с политикой, влияние политики на экономику и наоборот. Здесь мы всё читали в изложении, и казалось, что для вице-премьера, может быть, он слишком далеко ушёл в политику. Цитата, как мы это прочитали: «Россия достойна более современной политической системы». Как в целом оценить выступление наших основных спикеров на этом завтраке на политическую тему, как выразить в целом их восприятие вот этой ситуации, которую задала аудитория?

А.Чубайс: В моем понимании, у нас произошло очень глубокое изменение всей политической ситуации в стране, я имею в виду события на Болотной и на Сахарова. Это так же глубоко повлияло на настрой всей элиты, и предметно тех людей, которые сегодня выступали здесь в Давосе. Я не вспомню в Давосе за прошедшие лет 10-15 такого острого разговора на политические темы, как тот, что состоялся сегодня утром.

И.Копелевич: Вы сами в последнее время, все заметили, не очень охотно комментируете политические темы, но сегодня Вы сказали, что были когда-то молодым реформатором, а сейчас стали пожилым консерватором. Что вы вкладываете в эти слова?

А.Чубайс: Да ничего особенного не вкладывал. Я просто имел в виду, что времена молодого реформатора прошли, я просто вижу то, что нужно радикально изменить, и вместе с тем вижу и колоссальные риски. С одной стороны, я хорошо понимаю те запросы, которые выдвигает новая оппозиция, сформировавшаяся на Болотной и на Сахарова, я хорошо понимаю вектор этих запросов, я хорошо понимаю, что в конечном счёте они сводятся к абсолютно святому слову «свобода» и к такому же слову «демократия». С другой стороны, я так же хорошо понимаю те колоссальные риски, которые перед страной под названием Россия создаёт такой переход. И, исходя из этого, считаю, что нужно уметь балансировать и благие цели, и очень серьёзные риски, и выбрать разумный путь продвижения к этим целям.

И.Копелевич: На Ваш взгляд, насколько далеко имеют право члены правительственной команды, а в правительственной команде работает много либералов, насколько далеко они имеют право заходить? В том числе сейчас, и в своих политических оценках без, как когда-то говорил Кудрин, ущерба для качества работы?

А.Чубайс: В правительстве, да и вообще для госслужащих, существует неписаное ограничение. Конечно, недопустимо госслужащим атаковать собственное руководство публично. Я считал и считаю это неправильным. Но в моем понимании, выступление на сегодняшнем завтраке, в том числе то, что говорил и Игорь Шувалов, и Аркадий Дворкович было достаточно корректным и точно этих ограничений никак не нарушало.

И.Копелевич: Восприятие иностранной бизнес-аудиторией политического фона в России скорее позитивное или тревожное?

А.Чубайс: С одной стороны, они, как это сказать деликатно, немножко обалдели, это для них очень неожиданные вещи. Но с другой стороны, если быть до конца откровенным, степень драматизма ситуации сегодня в ведущих странах мира от США, до Европы настолько остра, что на этом фоне российские проблемы сейчас не пользуются большой популярностью. Им надо разобраться со своими очень острыми, а в Европе просто беспрецедентно острыми проблемами.

И.Копелевич: И еще одна цитата, которая касается напрямую не политики, а бизнеса - слова Алексея Кудрина, сказанные там же в кулуарах, о том, что российскому бизнесу надо дать реальную возможность финансировать те политические силы, которые ему больше по вкусу. На Ваш взгляд, российский бизнес – крупный, средний или малый – политизирован? Или эта свобода ему пока не очень-то и нужна?

А.Чубайс: Мне кажется, что российский бизнес ещё 3-4 года назад совсем не хотел заниматься как-то политикой, как российское общество вцелом. Вся тематика запроса на свободу родилась на ваших глазах, они родилась в последний год-полтора, максимум два. И если её исследовать, то совершенно ясно, что у бизнеса должна быть возможность финансирования политических партий, нормальная, без каких-то ограничений на уровне телефонного права. В этом смысле Алексей Леонидович совершенно прав, но я бы добавил, что там есть ещё следующий срез. Если вы внимательно вчитаетесь в действующее законодательство и о парламентских выборах, и о президентских выборах, там называются объёмы избирательных фондов, но эти объемы издевательские. Мы живём в какой-то дурацкой ситуации, когда все, имеющие хоть какое-то отношение к выборам, хорошо понимают, что в эти объёмы вложить невозможно ничего. Поэтому все хорошо понимают, что на самом деле цифры совсем другие. Эти другие цифры находятся вне контроля, вне мониторинга, вне отчетности перед обществом - совершенно идиотская ситуация, которую нужно изменять. В моем понимании, это один из элементов неизбежной реформы избирательного законодательства Российской Федерации, которая должна произойти, как мне кажется, в 2012 году.

И.Копелевич: Анатолий Борисович, для вас и для других участников наших неформальных бизнес-делегаций в Давосе, политические темы фактически затмили какую-то такую экономическую повестку? Или были какие-то, в том числе важные разговоры, на сугубо экономические темы в России?

А.Чубайс: Если говорить о европейской ситуации, то все обсуждают экономику, и она такая крайне тяжелая. А если говорить о России, то действительно, политическая проблематика вышла вперёд по значимости и по отношению к тематике экономической - это факт.
Business FM