В годовщину теракта в столичном аэропорту «Домодедово», который унес жизни 37 человек, Следственный комитет России сообщил о завершении следственных действий в отношении четверых участников преступления. В ближайшее время им планируется предъявить обвинение в окончательной редакции и предоставить материалы дела для ознакомления.

Взрыв в международном терминале «Домодедово» прогремел 24 января 2011 года примерно в 16 часов 30 минут в зоне прилетов иностранных авиалиний. 21-летний смертник Магомед Евлоев находился в толпе встречающих и активировал взрывное устройство, снаряженное поражающими элементами в виде множества цилиндрических роликов и шариков от подшипников. Мощность бомбы составила от 2 до 3 килограммов в тротиловом эквиваленте. Погибли 37 человек, еще 173 пострадали.

Следствие пришло к выводу, что террористический акт был организован лидером преступной организации «Имарат Кавказ» Доку Умаровым, в подчинении которого находился так называемый батальон смертников под руководством Аслана Бютукаева по кличке «Хамзат» и Супьяна Абдуллаева по кличке «Рыжий Супьян». «Именно они, по версии следствия, выбрали и подготовили для самоподрыва Магомеда Евлоева, которого тренировали в лагере боевиков, расположенном на территории Сунженского района Ингушетии», — сообщил сегодня официальный представитель СКР Владимир Маркин. По его словам, в лесу члены банды обучались взрывному делу и основам военной подготовки, изготавливали самодельные взрывные устройства и записывали видеообращения Доку Умарова, которые затем размещались в Интернете. Среди них было и то, которое бандиты сделали пред отправкой в Москву террориста-смертника.

По данным следствия, всего в состав организованного преступного сообщества входило около 35 человек.

Четверо из двадцати восьми

По данным ведомства, 28 марта 2011 года в результате проведенной на территории республики Ингушетия спецоперации лагерь боевиков удалось ликвидировать, 17 бандитов были уничтожены на месте. Всего в результате проведенных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий установлены 28 членов преступного сообщества «Имарат Кавказ», причастных к организации и совершению террористического акта в аэропорту «Домодедово».

Однако лишь четверо были задержаны и заключены под стражу.

Напомним, уроженцы Ингушетии братья Ислам и Илез Яндиевы, а также Башир Хамхоев и Ахмед Евлоев были арестованы в июле прошлого года Лефортовским судом Москвы. По версии следствия, Башир Хамхоев был одним их тех, кто участвовал в подготовке смертника в полевом лагере боевиков в Сунженском районе Ингушетии. Младший брат смертника Магомеда Евлоева Ахмед Евлоев помогал боевикам — он носил им в лес одежду и медикаменты, обменивал валюту на рубли. Именно он посадил исполнителя теракта на рейсовый автобус, которым Магомед Евлоев из Назрани доехал до Москвы.

Хамхоев же связался с проживающими в столице братьями Яндиевыми и попросил, чтобы они встретили исполнителя будущего теракта. Яндиевы выполнили это задание, а также отвезли смертника в Домодедово. По данным следствия, руководители банды передали непосредственным исполнителям на реализацию теракта 500 тысяч рублей. На эти деньги они приобрели машину, средства связи и сняли квартиру в Москве.

«Умаров, Бютукаев, а также Рустам Альтемиров, Заурбек Амриев, Микаил Богатырёв, Ислам Евлоев и Ибрагим Торшхоев находятся в розыске. Им заочно предъявлено обвинение в совершении тяжких и особо тяжких преступлений террористического характера. Следствием проверяются данные о том, что обвиняемые Альтемиров и Амриев были убиты в Стамбуле 16 сентября 2011 года», — сообщил Владимир Маркин.

Напомним, о гибели 26-летего Заурбека Амриева и 33-летнего Рустама Альтемирова стало известно лишь через десять дней после случившегося. Они были застрелены в турецкой столице в районе, который находится недалеко от международного аэропорта. Убийце потребовалось примерно 15 секунд, за которые он произвел 11 выстрелов из пистолета с глушителем. Тогда в СМИ высказывалась версия о том, что к убийству могли быть причастны российские спецслужбы.

Что же касается братьев Яндиевых, Ахмеда Евлоева и Башира Хамхоева, то в ближайшее время СКР планирует предъявить им обвинение в окончательной редакции, после чего с материалами уголовного дела будут ознакомлены 210 потерпевших, а затем обвиняемые и их защитники.

В зависимости от роли каждого фигурантам планируется инкриминировать статьи 205, 209, 210, 222 УК РФ («террористический акт», «бандитизм», «участие в незаконном вооруженном формировании» и «незаконный оборот оружия»). По совокупности преступлений обвиняемым грозит наказание вплоть до пожизненного лишения свободы.

Защитники обвиняемых затрудняются сказать, сколько времени может потребоваться потерпевшим и адвокатам для изучения материалов дела, прежде чем прокуратура утвердит обвинительное заключение и направит дело для рассмотрения в Мосгорсуд. Именно к его подсудности относятся вышеперечисленные преступления. Однако до того, как дело окажется в суде, Башир Хамхоев будет осужден за преступления, которые ему вменяются на территории Ингушетии. На процессе, который проходит в Верховном суде Ингушетии, прокурор недавно запросил для него 25 лет лишения свободы за «создание НВФ», «незаконное хранение оружия» и «покушение жизнь на сотрудников правоохранительных органов» (статьи 208, 222 и 317 УК).

«Не тот человек»

Что же касается дела о теракте в «Домодедово», то после того, как по решению Конституционного суда дела о терроризме были исключены из ведения присяжных, слушать его будет тройка профессиональных судей. В отличие от «народных судей», их будет сложнее убедить в непричастности обвиняемых к преступлению. Однако уже ясно, что кто-то из фигурантов будет пытаться это сделать. Так, свою вину полностью отрицает Илез Яндиев.

Его адвокат Владимир Кочарян утверждает, что это «просто не тот человек», который мог совершить преступление. «Он закончил в Ингушетии кадетский горный корпус, в Москве он заочно учился на пятом курсе в военном университете, год проработал в ППС, хотел даже пойти работать в ФСБ, в итоге решил вернуться на работу в полицию. И что вы думаете, — его задержали! Это просто какой-то цирк», — рассказывал BFM.ru Кочарян минувшей осенью.

Сейчас он более сдержан в комментариях. Адвокат утверждает, что Илез Яндиев «вел более чем светский образ жизни — пил пиво, слушал эстрадную музыку, не ходил в мечеть». Адвокат заявляет, что «на сто процентов» уверен в невиновности своего клиента. При этом Кочарян заметил, что пока не знает, какими доказательствами следствие обосновывает причастность его подзащитного к преступлениям, так как еще не видел материалов дела.

Дело без обвиняемых

Вместе с тем, похоже, следствие осталось без подозреваемых в другом деле — о неисполнении требований по обеспечению транспортной безопасности (статья 263.1 УК РФ). Оно было возбуждено СКР на следующий день после теракта и передано для дальнейшего расследования в Следственное управление СКР по Центральному федеральному округу. Вначале дело расследовалось с размахом.

Подозреваемыми по нему проходили бывший начальник управления на транспорте МВД России по Центральному федеральному округу Андрей Алексеев, экс-руководитель ЛОВД «Домодедово» Александр Трушанин и его заместители Александр Будцов и Александр Дегтярев. В числе подозреваемых также оказались директор российского представительства зарегистрированной на острове Мэн управляющей аэропортом офшорной компании Airport Management Company Limited Игорь Борисов, его заместитель Вячеслав Некрасов, управляющий директор компании, отвечавшей за безопасность аэропорта, «Эйрпорт Авиэйшн Секьюрити Домодедово» Андрей Данилов и начальник службы авиационной безопасности этого ЗАО Анатолий Моисеев.

Однако позже все перечисленные перешли в разряд свидетелей.

Следователи пытались установить фактических собственников аэропорта, однако их попытки и здесь не увенчались успехом. А на днях стало известно, что о покупке крупнейшего аэропорта страны подумывает бизнесмен Виктор Вексельберг.