Лукашенко неожиданно заговорил о политических реформах
Белорусский лидер Александр Лукашенко обмолвился о политических реформах. Однако в Минске его слова не восприняли всерьез
Читать на полной версии«Мы сегодня изучаем определенные тенденции в мире и, конечно же, мы будем приспосабливаться, модернизировать нашу политическую систему. Проведем парламентские выборы и, думаю, что нам надо обратить серьезное внимание на политическую реформу или реформу политической системы нашей страны», — цитирует государственное информагентство БЕЛТА слова Лукашенко, сказанные в интервью китайским СМИ.
Китайские журналисты, как сообщается, представлявшие «ведущие СМИ» прибыли в Минск в преддверие 20-летия установления дипломатических отношений между Белоруссией и Китаем. Суть их беседы с белорусским президентом известна лишь по фрагментарным высказываниям, опубликованным местной госпрессой.
В отсутствие контекста не ясно, почему в ходе беседы возникла тема политических реформ и почему президент Лукашенко предупреждает: «Мы на это пойдем, хотя катастрофы у нас в этом плане нет. Но надо всегда быть на шаг впереди тех процессов, которые будут у нас происходить».
Среди прочего, как пишут белорусские СМИ, Лукашенко предложил китайцам заняться строительством «Минск-Сити» и увеличить товарооборот, воспользовавшись возможностями Единого экономического пространства Белоруссии, Казахстана и России. Глава белорусского государства также заявил: «Мы хотели бы побольше видеть здесь китайцев. Богатых людей у вас, наверное, уже больше, чем в Америке, пускай не миллиардеров, как у них, но достаточно состоятельных людей, которые могут себе позволить приехать, посмотреть, отдохнуть в Беларуси».
Синдром «арабской весны»?
По мнению политолога Александра Класковского, заявления о возможности политреформ — «след арабской весны» и реакция на антипутинские волнения в России. «Лукашенко понимает, что негибкость может привести к печальному исходу, который настиг некоторых арабских деспотов, и вынужден реагировать на охваченного российским информационным пространством среднестатистического белоруса, который сейчас говорит: ну, если уже в России зашевелились, то скоро — и у нас», — полагает Класковский.
Между тем, по мнению аналитика, идеальное время для экономических и политических реформ было упущено несколько лет назад, когда при наличии обильных российских дотаций и существовании так называемого белорусского нефтяного офшора рейтинг белорусского лидера был достаточно высок.
«Сегодня рейтинг [Лукашенко], по данным независимых социологов, упал до 25%, а российская подпитка [осуществляется] уже не в тех масштабах и не надежна хотя бы потому, что Россия сама вступила в период предвыборной политической смуты», — замечает Класковский.
Не для критиков
Неожиданное заявление белорусского президента о возможности политических реформ в стране прозвучало после того, как на Западе вынужденно констатировали: Лукашенко демократическому «перевоспитанию» не поддается.
«Положение в стране нельзя терпеть, однако влиять на ее политику довольно трудно», — заявил за день до своего переизбрания на посту председателя Европарламента Ежи Бузек, назвав своим главным поражением провал европейской политики в отношении Белоруссии.
«Мы остаемся в рамках реалий прошлого года, в котором жили при элементах чрезвычайного положения, — объясняет ситуацию оппозиционный политик Анатолий Лебедько. — Оппоненты Лукашенко остаются в тюрьмах, введен пакет законопроектов, которые дают карт-бланш различного рода спецслужбам на репрессии».
Возглавляемая Лебедько Объединенная гражданская партия через месяц обещает передать властям предложения оппозиционеров о необходимых политических реформах. При этом сам Лебедько, ссылаясь на прежний опыт, уверен, что нынешние реформаторские намерения Лукашенко «риторика, а не план действий».
«Это не сигнал оппозиции, не приглашение к внутриполитическому диалогу. Такой диалог власти сейчас не нужен: отношения с Западом испорчены донельзя, извне никто к реформам не подталкивает, народ внутри страны говорит о колбасе, но не о политических реформах и свободах», — говорит оппозиционер.
Не сегодня и не осенью
Анатолий Лебедько уверен, что «если бы Лукашенко намеревался в очередной раз подать сигнал Западу о демократических намерениях, люди из его окружения как минимум скоординировали бы свою риторику».
«На сегодня различного рода революционные изменения, перестановки и преобразования для политической жизни Беларуси, кроме беды, ничего не принесут», — заявил в интервью интернет-газете «Белорусские новости» депутат белорусского парламента Александр Шатько. Депутат является заместителем председателя Республиканского общественного объединения «Белая Русь», которому многие политологи в стране прочат роль «пропрезидентской партии».
Впрочем, официально оформиться в партию до предстоящих осенью парламентских выборов «Белая Русь» не успевает. И судя по заявлениям главы Центризбиркома Лидии Ермошиной, высказавшейся в день публикации президентских рассуждений о политреформах, грядущие выборы «под реформы» не попадают.
В интервью агентству БелаПАН глава ЦИК объяснила, что белорусы, прежде всего, заинтересованы не в политическом разнообразии, а в устойчивом социально-экономическом существовании государства. «Для населения Белоруссии, как и жителя любой европейской страны, главным является собственное благополучие», — объяснила Лидия Ермошина.
Секрет выбора собеседника
Эксперты в Минске отмечают, что заявление о возможных политических реформах Лукашенко не случайно сделал в беседе с журналистами китайских СМИ: ментальность этих репортеров такова, что они не станут ловить на слове и расспрашивать о деталях. Между тем, судя по опубликованным в Минске цитатам, белорусский лидер намерен посоветоваться с китайским руководством «по всем вопросам».
«Если Китайская Народная Республика нам кое в чем подскажет, мы будем очень благодарны. Да и подскажет, потому что в ближайшее время, я думаю, мы встретимся и посоветуемся с китайским руководством по многим международные проблемам», — сказал Лукашенко.
Это обещание политолог Александр Класковский расценивает и как знак белорусской номенклатуре. «Это, по сути, нивелирует реформистский посыл Лукашенко. Это сигнал традиционному его электорату и административной вертикали: мол, не бойтесь, ничего тут рушиться не будет», — отмечает эксперт.
«Если и будут какие-то движения белорусской власти в плане трансформации политической системы, то, скорее всего, это будут не трансформации, а имитация трансформаций», — полагает Класковский.
Татьяна Мельничук
Русская служба Би-би-си, Минск