Пробки поменяли хронотипы москвичей
За прошедший год в Москве снизилась средняя скорость движения машин, а сами пробки стали задерживаться в столице допоздна. Эксперты констатируют, что пропускная способность городской дорожной сети исчерпала себя
Читать на полной версииМеры, принимаемые московскими властями для решения транспортной проблемы в городе, пока не приносят ощутимого результата. Мало того, в целом скорость движения машин в столице за минувший год упала, так еще и пробки стали формироваться рано, а рассасываться ближе к полуночи. В результате люди-жаворонки вынуждены укладываться спать так же поздно, как совы.
В декабре 2011 группой компаний «Эшелон Геолайф» специально для BFM.ru, было проведено исследование изменения средних скоростей движения автомобильного транспорта в Москве по сравнению с предыдущим, 2010 годом. Сравнение проводилось на основании накопленных исторических данных о передвижениях автотранспорта, оборудованного телематическими системами мониторинга.
Результаты проведенных исследований можно назвать неоднозначными и даже в чем-то неожиданными. В частности, несмотря на имевшие место во второй половине декабря природные катаклизмы в виде обильно выпавших осадков, средняя скорость по Москве в утренние часы пик оказалась на целых 13% выше, чем в прошлом году.
Эксперты «Эшелон Геолайф» считают, что помимо надолго задержавшейся в столице осенней погоды, такой прирост можно объяснить только уменьшением общего количества автомобилей в городе (по различным причинам), и отчасти, продолжением ранее принятой политики по разгрузке улично-дорожной сети от большегрузного и крупногабаритного транспорта в наиболее «пробочные» часы.
Еще одним знаковым изменением стало существенное ухудшение транспортной обстановки к концу рабочего дня. Если в минувшие годы загрузка магистралей в вечерние часы пик примерно равнялась утренней, то сейчас отмечается планомерное снижение средних скоростей в течение всего дня с закономерным итогом — серьезными заторами в вечернее время.
Так, если днем средняя скорость движения потока машин была примерно сравнима с показателями 2010 года (меньше на 2%), то вечером снижение составляло уже 5,3%, а в ночное время суток транспортный поток двигался на 8,6% медленней.
«С учетом того факта, что динамика возрастания нагрузки в утренние часы традиционно более резкая, напрашивается вывод, что основной причиной непрерывного падения скоростей движения в течение дня является исчерпание пропускной способности городской дорожной сети, которая не успевает эффективно распределять и отводить поступающие потоки транспорта», — говорится в результатах исследования.
При этом любопытно, что в ночные часы за минувший год был отмечен рост интенсивности движения. Это объясняется тем, что часть водителей вынуждена переносить свои поездки на более поздние часы, чтобы избежать стояния в пробках.
Напомним, мэр Москвы Сергей Собянин начал борьбу с пробками вскоре после вступления в должность в октябре 2010 года. Мэрия разработала специальный план, который был опубликован для открытого обсуждения на сайте администрации города. Помимо этого руководство столицы сообщило о том, что не будет строить четвертое транспортное кольцо, как это планировалось ранее, так как это показалось властям города слишком дорогостоящим.
Перехватывающие парковки и выделенные полосы пока не спасают
С октября 2010 года власти предприняли несколько попыток побороть пробки. В частности, одной из инициатив мэрии стало создание новых парковочных мест возле наиболее напряженных магистралей. Эти планы уже частично реализованы, правда, не везде. Так, стоянку на Кутузовском проспекте около станции метро «Славянский бульвар» строят с июля, однако водители до сих пор вынуждены бросать машины на обочине и создавать пробки.
Еще одна мера — появление на улицах Москвы специальных полос для общественного транспорта. По замыслу властей, это должно было способствовать уменьшению общего количества машин в городе — водителей хотели пересадить на автобусы и троллейбусы. Однако пока эта идея не сработала. Мало того, большинство экспертов сходятся во мнении, что эта мера лишь только затруднила движение.
В результате власти города пока отказались от идеи создания новых полос и приняли решение сократить объем запуска уже нарисованных с 228 км до 80 километров. Сейчас над многими выделенными полосами в городе можно наблюдать знаки, запрещающие движение по ним, но они пока «упакованы» в черные пакеты.
Аналитик проекта Карты@Mail.Ru Евгения Ливеровская рассказала BFM.ru, что большинство водителей, ежедневно пользующихся своим автомобилем, недовольны выделенными полосами. «Кому-то не нравится сам факт сужения проезжей части для личного транспорта на одну полосу, кто-то (часто совершенно справедливо) не доволен качеством нанесенной разметки, — отметила она. — Данная ситуация может улучшиться только при условии, что выделенные полосы не будут оставлены на произвол судьбы, а будут корректироваться и устраняться имеющиеся на данный момент несовершенства их реализации».
По словам собеседницы BFM.ru, в целом основными причинами пробок в Москве являются «бутылочные горлышки» (возникшие из-за ошибок проектирования), некоторые неудачные светофоры и большое количество автомобилей, с которым уже давно не справляется дорожная сеть города.
«В Москве есть несколько пробок, которые в буквальном смысле продолжаются целый день: Волгоградский проспект в сторону области от Третьего Транспортного кольца (ТТК) до Люблинской улицы, ТТК по внешней стороне от проспекта Мира до Новой Башиловки, ТТК по внутренней стороне от Ленинградского проспекта до окончания Савеловской эстакады. Также по полдня продолжаются пробки на Ленинградском проспекте в центр от улицы Космонавта Волкова до Ленинградского туннеля, на шоссе Энтузиастов в область от улицы Буракова до улицы Плеханова, на шоссе Энтузиастов в центр от Владимирских улиц до улицы Буракова, на проспекте Мира в область от улицы Кибальчича до Северянинской эстакады», — сообщила Евгения Ливеровская.