Президент РФ предсказал обвал цен на нефть
Президент России либо перепутал термины рецессия и депрессия, либо ожидает катастрофического снижения экспортной выручки, либо просто решил попугать публику «бесперспективностью западной жизни», считает Андрей Гурков
Читать на полной версииВот это новость! Неслучайно ее передали ведущие мировые информационные агентства: президент России Дмитрий Медведев в послании Федеральному собранию выступил с прогнозом, согласно которому «глобальная депрессия может продлиться несколько лет». В последние месяцы все мы слышали уже немало катастрофических экономических предсказаний, но это просто поражает своей мрачностью, либо своей необдуманностью.
Так что же имела в виду Кристин Лагард?
Слово «депрессия» российский президент употребил в своей речи дважды. В другом пассаже он отметил, что «многие политики, главы международных организаций, ведущие экономисты и бизнесмены говорят о наступлении глобальной депрессии». Кто все эти многочисленные ведущие эксперты, предупреждающие о наступлении тяжелого и продолжительного спада, характеризующегося значительным сокращением ВВП (вот что означает экономический термин «депрессия» в современном понимании), автору этих строк установить не удалось. А вот под «главами международных организаций» явно имеется в виду директор-распорядитель Международного валютного фонда Кристин Лагард.
В середине декабря она, действительно, наделала много шума, сравнив нынешнее положение дел в мировой экономике с ситуацией в 30-е годы прошлого века, когда, по ее словам, протекционизм и изоляционизм определяли международную политику, что только усугубило Великую депрессию. На Западе слова Кристин Лагард восприняли не столько как конкретный прогноз на ближайшую перспективу, сколько как полемически заостренную реакцию на нерешительность мирового сообщества в деле поддержки еврозоны, а также на срыв очередного раунда переговоров о либерализации мировой торговли в рамках ВТО (Дохийский раунд).
Многолетняя депрессия или временная рецессия?
Но, предположим, что в Кремле в словах главы МВФ усмотрели подтверждение собственных прогнозов относительно предстоящей «многолетней глобальной депрессии». Тогда удивляет, что российский президент рассуждает о подобной перспективе почти мимоходом, вместо того чтобы бить во все колокола, посвятить ей все свое послание, срочно созвать экстренные совещания и немедленно приступить к разработке неотложных контрмер. Потому что нарисованный им сценарий конкретно для России означает не что иное, как тяжелейший бюджетный кризис, вызванный опаснейшим сокращением экспортной валютной выручки. Ведь совершенно очевидно, что глобальная депрессия, да еще многолетняя, приведет к прямо-таки обвальному падению мировых цен на нефть и другие энергоносители!
Впрочем, не исключено, что составители речи Дмитрия Медведева просто перепутали депрессию с рецессией. Так обозначают сокращение валового внутреннего продукта как минимум два квартала подряд. Депрессию в еврозоне в настоящее время переживает разве что Греция, а вот в состоянии рецессии, действительно, вскоре могут оказаться многие страны еврозоны. Однако ни в США, ни в Китае, ни, скажем, в Бразилии сокращения ВВП (в отличие от замедления темпов роста) политики, экономисты и бизнесмены пока, вроде бы, не ждут.
Страны Запада — на свалку истории?
Так что возникает стойкое впечатление, что про многолетнюю всемирную депрессию Дмитрий Медведев сказал просто так, для красного словца, чтобы немного попугать слушателей «бесперспективностью западной жизни». На это указывает, в частности, пассаж о том, что развивающийся мир (включая Россию) продолжает расти (видимо, вопреки всемирной депрессии), а вот «прежние локомотивы развития мировой экономики» остановились. Мол, дорогие россияне, у нас, как вы сами знаете, дела в экономике идут отлично, а вот страны Запада, увы, пора сдавать на свалку истории.
Столь избитый пропагандистский прием очень напомнил мне популярную шутку советских времен: «Если у них (на Западе) все так плохо, а у нас (в СССР) все так хорошо, то почему же у нас все так плохо, а у них — все так хорошо?».
Автор: Андрей Гурков, экономический обозреватель Deutsche Welle
Редактор: Наталья Позднякова