Коммерческий транспорт резко затормозил
С начала года продажи легкого коммерческого транспорта на российском рынке рухнули вдвое. По прогнозам экспертов, падение продолжится
Читать на полной версииС начала года продажи легкого коммерческого транспорта на российском рынке рухнули более чем вдвое. По прогнозам экспертов, падение продолжится.
По данным комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АРБ), продажи легковых и легких коммерческих автомобилей (LCV) в России снизились в марте 2009 года по сравнению с аналогичным месяцем 2008 года на 47%. В феврале спад составлял 38%. В целом за первый квартал продажи сократились на 40% (на 260 тысяч меньше) — до 387,8 тысяч автомобилей.
Падение в сегменте легких коммерческих автомобилей больше, чем снижение в целом по авторынку, говорят эксперты, опрошенные BFM.ru. Март и начало апреля показали всю тяжесть ситуации. «Продажи в сегменте коммерческого транспорта — это первое, что встало на автомобильном рынке, — рассказал BFM.ru главный редактор журнала «Авто Бизнес Ревю» Роман Гуляев. — Падение было намного сильнее, чем в целом по рынку. Если общее падение было около 40%, то здесь смело можно говорить даже о 50%. В марте ситуация более-менее устаканилась, но об оживлении рынка можно говорить очень относительно — пока это уровень 4—5-летней давности».
Ситуация на рынке коммерческого транспорта отражает общую ситуацию в экономике и бизнесе, отмечают эксперты. «Тут все сложно, как и везде, ведь продажи напрямую связаны с развитием других видов бизнеса, — считает генеральный директор информационного портала auto-dealer.ru Олег Дацкив. — Все встало как по подержанным, так и по новым машинам. Капитуляционные белые тряпки у бизнеса, выставленные на рынок освобождаемые офисы& Фактически рынок сбыта для коммерческого транспорта исчез».
Если до кризиса спрос со стороны компаний, использующих корпоративный транспорт, постепенно смещался в сторону импортных коммерческих автомобилей, то сейчас многие отложили или вовсе отменили планы по смене автопарка. В тройке лидеров по продажам легкого коммерческого транспорта — после безусловного российского фаворита ГАЗа — были Mersedes, Ford и Volkswagen. Постепенно свою нишу отвоевывали Huindai, Renault, Peugeot и Nissan.
«Можно говорить об отдельных провалах по рынку по различным маркам. Наибольшую просадку мы видим по коммерческим автомобилям Renault. Здесь падение продаж на уровне 40%. По другим маркам меньше: Nissan — около 15–20%, Volkswagen — порядка 30%, — рассказала BFM.ru руководитель отдела маркетинга и продаж управления Renault компании «Автомир» Вера Лемихова. — Основная масса покупателей коммерческого автотранспорта — это корпоративные клиенты. Многие заказчики отменили запланированную на этот год смену автопарка. Они решили, что пока обойдутся старыми машинами».
В последние годы наблюдалась устойчивая тенденция: корпоративные заказчики предпочитали даже новым отечественным «ГАЗелям» иномарки с пробегом. И спрос все больше смещался в сторону дорогих надежных машин европейского производства. Теперь ситуация меняется.
«По сегментам в меньшей степени пострадали продажи пассажирского транспорта. Самые востребованные модели потихоньку идут, — говорит Вера Лемихова. — Но наблюдается смена приоритетов: заказчики в большей степени ориентируются на дешевые машины, даже в ущерб комфортности и грузогабаритности. Например, вместо Volkswagen покупают Hyundai».
Несмотря на кризис и очевидное падение продаж в сегменте коммерческого транспорта, Volkswagen (занимает лидирующие позиции на европейском рынке коммерческого транспорта) настроен оптимистично. В начале апреля компания отчиталась о рекордных показателях прибыли и мировых продаж за 2008 год. За минувший год предприятию впервые удалось продать в мире свыше полумиллиона легких и тяжелых коммерческих автомобилей. Наибольшей популярностью в 2008 году пользовались модели линейки Т5 (Transporter, Caravelle, Multivan и California).
И в 2009 году Volkswagen намерен увеличить свою долю на рынке. Об этом на ежегодной пресс-конференции в Ганновере заявил председатель правления Volkswagen Штефан Шаллер: «У нас достаточно сильные позиции, чтобы справиться с кризисом, и, преодолев тяжелую ситуацию на рынке, продавать еще больше автомобилей».
Более реалистично оценивают ситуацию на рынке в компании Ford. «Уровень контрактования продолжает снижаться. Каждый месяц мы думаем, что вот сейчас хуже всего, но в следующем месяце видим еще более плачевную ситуацию, — рассказал BFM.ru управляющий директор «Форд – тяжелые грузовики» в России Сергей Богданов. — Пока ситуация в сегменте легких грузовиков и коммерческого транспорта в менее плачевном состоянии, чем рынок тяжелых грузовиков. В нашем сегменте по Западной Европе снижение достигло 40%, в Восточной Европе — 75%, в России — 90%. Эта «радость» придет в сегмент коммерческого транспорта месяца через три».
Стоит отметить, что львиная доля рынка легких коммерческих автомобилей приходилась на подержанные машины. Сейчас эта часть рынка в глубоком штопоре. Предложение в разы превышает спрос, а цены, несмотря на взлетевшие пошлины на импорт, снижаются.
«Все завезли огромное количество машин до кризиса. И сейчас продают 2008-й год выпуска. Этих запасов хватит до июля, — отмечает Роман Гуляев. — Цены будут расти, ведь пошлины в этом сегменте выросли значительнее, чем по легковому транспорту. Стоимость новых машин уже сейчас увеличивается, на вторичном рынке, наоборот, падает. Это связано с тем, что многие компании разоряются и выставляют свой корпоративный транспорт на продажу».
«По ценам на коммерческий транспорт наблюдается такая картина: рублевые цены на новую продукцию выросли на 10–20%, а в долларах и евро они, наоборот, снижаются. Но, конечно, с учетом девальвации рубля речь идет о повсеместном повышении цен на новые автомобили», — говорит Вера Лемихова.
Что же касается коммерческого транспорта российского производства, то на днях ГАЗ заявил о своих планах в этом сегменте на 2009 год. Горьковский автозавод (ГАЗ) планирует выпустить от 70 до 100 тысяч коммерческих автомобилей, включая среднетоннажные грузовики, — сообщил первый заместитель председателя правления группы ГАЗ Вадим Сорокин.
«Мы разработали основой бизнес-план, который предполагает безубыточность при минимальных объемах. И мы разработали дополнительный план, который позволит нам увеличить объем продаж до 30% от уровня плана, который мы сейчас реализуем. Учитывая инерционность процесса продажи, основной эффект от реализации этого плана мы получим во втором полугодии 2009 года», — сказал Сорокин.
При этом ГАЗ не отказывается от планов выпуска «антикризисной» «ГАЗели». Напомним, ранее бенефициар «БазЭла» Олег Дерипаска заявлял о намерении вывести на рынок модель «Газели» стоимостью 6 тысяч долларов. Сейчас компания изучает рынок, начало продаж планирует на конец третьего-начало четвертого квартала 2009 года. Стоимость наиболее дешевой модели LCV «ГАЗель» составляет 356 тысяч рублей. ГАЗ ожидает, что она даст дополнительный объем продаж в 10 тысяч штук.
Ранее министр промышленности и торговли Виктор Христенко на совещании по вопросам российского автопрома (прошло на минувшей неделе в Тольятти) озвучил оценку Минпромторга: рынок коммерческих автомобилей даже при условии мер поддержки в 2009 году сократится на 50%. И, по словам Христенко, «от дальнейшего падения этот рынок может удержать и удержит только государственная закупка коммерческих автомобилей».
Правда, в перспективах нового бюджетного детища ГАЗа эксперты сомневаются. «ГАЗель» за 9–10 тысяч долларов на рынке не нужна. Нужна за 5–6. И ГАЗ в состоянии пролоббировать эти свои планы по выпуску «антикризисной» «ГАЗели», — отмечает Олег Дацкив. — Но нужно учитывать один момент. Чтобы выпустить дешевую «ГАЗель», надо убрать практически все импортные компоненты: зажигание, оптику, гидроусилитель – то есть те самые вещи, которые были проблемными в машине раньше и за счет которых «ГАЗель» стала лучше. А это будет беда. Задача коммерческого транспорта — ездить и приносить прибыль, а не простаивать».