Саммит ЕС-Россия завершился в оскаровских традициях
Одобрение перечня шагов по введению безвизового режима стало главным итогом саммита ЕС-Россия, прошедшего в Брюсселе. Кроме того, президент Медведев жестко ответил на критику Европарламентом думских выборов
Читать на полной версииПоследняя для Дмитрия Медведева в должности президента пресс-конференция по итогам саммита ЕС-Россия, завершившегося в Брюсселе 15 декабря, напоминала церемонию вручения «Оскара». Медведев, а также его собеседники — председатель Европейского совета Херман ван Ромпей и глава Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу — поблагодарили друг друга за продуктивную работу в последние годы. Они также коротко сообщили о результатах саммита, главным из которых стало одобрение сторонами перечня «Совместных шагов по переходу к безвизовому режиму».
Путь в ВТО
Достижением, которым так гордились находившиеся на итоговой пресс-конференции вместе с Медведевым Херман ван Ромпей и Жозе Мануэл Баррозу, было названо намеченное на 16 декабря вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО).
Действительно, Брюссель сыграл не последнюю роль в поддержке усилий Москвы, направленных на присоединение к ВТО. Но все соответствующие договоренности были достигнуты до саммита. Возможно, называя встречу в верхах результативной, лидеры ЕС и России имели в виду то, что им удалось обсудить широкий перечень вопросов, включенных в повестку дня.
Безвизовый режим будет, но когда — неизвестно
Главным результатом саммита для россиян и граждан ЕС можно назвать одобрение сторонами перечня «Совместных шагов по переходу к безвизовому режиму». Но только после того, как эти шаги будут сделаны — например, введены биометрические паспорта и приняты меры по эффективной защите российских документов от подделок — можно ожидать начала самих переговоров об отмене виз.
Это точно не произойдет уже в 2012 году, расстроил председатель Еврокомиссии Баррозу российскую журналистку, задавшую ему вопрос о визах. А Дмитрий Медведев успокоил ее, сказав, что в следующем году она получит визу в ЕС, видимо, не на три дня, как в этот раз, а на шесть.
Око за око
Это была не единственная колкость российского лидера в адрес европейских партнеров. Никогда прежде на подобных встречах Медведев не позволял себе столь резких высказываний. На просьбу прокомментировать резолюцию Европарламента, потребовавшего проведения новых и справедливых выборов в Госдуму, он ответил так: «Мне комментировать нечего, потому что это наши выборы. Европарламент к ним никакого отношения не имеет».
Депутаты парламента ЕС, по словам российского президента, могут комментировать все что угодно: «Я их решения комментировать не буду. Для меня они ничего не значат». Подобного рода заявления до сих пор обычно были характерны для предшественника Медведева на посту президента — Владимира Путина.
В путинском духе прозвучала и фраза о том, что на саммите обсуждалась тема соблюдения гражданских свобод в России. Дмитрий Медведев не упустил случая напомнить, что проблемы в правозащитной сфере есть и в Европейском союзе. Это, по его словам, ущемление прав русскоязычных граждан, проявления ксенофобии, экстремизма и неонацизма в ряде стран ЕС.
«Европе сможет помочь только сама Европа»
Трудно сказать, какое влияние критика Евросоюзом выборов в Госдуму оказала на готовность Москвы помочь еврозоне в преодолении долгового кризиса. Во всяком случае, Дмитрий Медведев, не называя конкретных цифр, отметил, что Россия поддержит Европейский фонд финансовой стабильности, но пока только в рамках своих обязательств перед Международным валютным фондом. «В конечном счете Европе сможет помочь только сама Европа», — указал российский президент.
Это заявление прозвучало чуть ли не как «спасение утопающих — дело рук самих утопающих», если бы не оговорка Медведева о том, что и другие страны «должны создать условия для того, чтобы Европа быстрее освободилась от этого кризисного развития». Россия, заверил он, в числе таких стран.
Дмитрий Медведев сам назвал причины заинтересованности Москвы в сохранении экономической мощи Евросоюза. Это взаимовыгодные связи между ЕС и Россией и, например, то обстоятельство, что 41% российских валютных запасов находится в евро или в ценных бумагах, номинированных в евро.
Связанные партнерством
Россия — стратегический партнер Евросоюза, поэтому Брюссель будет продолжать диалог с Москвой, несмотря ни на какие бы то ни было разногласия, объяснила Deutsche Welle представительница Еврокомиссии по окончании саммита.
Помимо разного отношения к ситуации в Сирии или ядерной программе Ирана, разногласия есть и в столь важной для Брюсселя и Москвы энергетической сфере. Выступая перед журналистами, глава Еврокомиссии Баррозу особо подчеркнул важность соблюдения принципа прозрачности всеми участниками европейского энергетического рынка.
Этот принцип заложен в механизм действия «Третьего энергетического пакета ЕС». Цель данного документа — разделить компании на те, что добывают углеводороды, и те, что доставляют их потребителям. Россию и ее монополиста «Газпром» такие положения не устраивают. О чем в очередной раз четко заявил Дмитрий Медведев на брюссельском саммите.
Оскаровское прощание
А вот другое, еще не рожденное, но уже нелюбимое Москвой детище Евросоюза он по имени не назвал. Речь идет о проекте Nabucco, смысл которого — в транспортировке газа из Центральной Азии в страны ЕС в обход России. Медведев признал только, что в отношениях Брюсселя и Москвы есть сложности, касающиеся «некоторых планов по строительству межгосударственных и трансконтинентальных газопроводов».
Но, по заверению всех трех участников саммита ЕС-Россия, важно, что стороны в откровенном диалоге обмениваются мнениями и согласовывают позиции. В конце выступлений, каждое из которых, словно по заранее расписанному сценарию, длилось около пяти минут, ван Ромпей и Баррозу поблагодарили Медведева, а российский президент — своих европейских партнеров за продуктивную работу на протяжении последних лет. Все это очень походило на выступления оскаровских лауреатов, а еще — на прощание с человеком, покидающим президентский пост.
Автор: Андрей Бреннер, Брюссель
Редактор: Владимир Дорохов