Реальный сектор пошел на неуплату
Объем просроченной задолженности по банковским кредитам предприятий нефинансового сектора в феврале увеличился на 25%, до 407 млрд рублей. Опрошенные BFM.ru эксперты ожидают, что во втором полугодии рост задолженности еще более резко ускорится
Читать на полной версииОбъем просроченной задолженности по банковским кредитам предприятий нефинансового сектора в феврале увеличился на 25%, до 407 млрд рублей. Опрошенные BFM.ru эксперты ожидают, что во втором полугодии рост задолженности еще более резко ускорится.
В феврале 2009 года также выросла и задолженность физических лиц — на 6,6%, до 174,5 млрд. Такую статистику 6 апреля привел ЦБ РФ.
Таким образом, в январе-феврале текущего года просроченная задолженность предприятий выросла на 52,8% (с 266,4 млрд рублей на 1 января), физлиц — на 17,4% (со 148,6 млрд рублей).
В результате доля просрочки по кредитам предприятий увеличилась к 1 марту до 3,1% с 2,4% на 1 февраля и с 2,1% на 1 января. Соответственно, доля просрочки по кредитам физлицам выросла в феврале до 4,4% с 4,1% и с 3,7% в начале года.
Темпы прироста просроченной задолженности в последние месяцы
усиливаются: если в первые 9 месяцев 2008 года она выросла на 92,1 млрд рублей, в четвертом квартале — на 145,8 млрд рублей, то за два первых месяца текущего года — на 166,9 млрд рублей.
В этой ситуации банки увеличивают объемы резервов на возможные потери по размещенным средствам. За январь-февраль резервы выросли на 19,1% — до 1 трлн 69,8 млрд рублей с 898,5 млрд рублей на начало года. Рост резервов в феврале составил 5,6%.
Напомним, что ряд представителей банковской отрасли прогнозирует по итогам 2009 года увеличение просроченной задолженности до 10-15%.
Главный экономист «Альфа-Банка» Наталия Орлова обращает внимание на то, что по отчетности ЦБ объем просроченной задолженности составляет всего 3,1%. «Это не отражает реального масштаба бедствия. Ускорение роста плохих долгов существенное. По моим расчетам, ко второй волне кризиса, которую прогнозирует Алексей Кудрин, объем просроченной задолженности в общем объеме кредитного портфеля увеличится до 15%. В складывающейся ситуации банки должны будут сокращать объем выдачи кредитов, чтобы сократить свои риски по увеличению плохих долгов. При этом, совершенно очевидно, что без дополнительных денежных вливаний в банковскую сферу со стороны правительства и ЦБ явно не обойтись: им придется компенсировать банкам долги компаний и физических лиц, чтобы исправить ситуацию», — говорит она в интервью BFM.ru.
«Прогноз по которому просроченная кредиторская задолженность достигнет к концу года 10% — это пессимистический сценарий, который дается с некоторым запасом, так как данная цифра действительно является пограничной и тревожной с точки зрения состояния банковской системы, — комментирует BFM.ru начальник аналитического отдела ИК «Церих Кэпитал Менеджмент» Николай Подлевских. — Судя по новой статистике, ситуация действительно тревожная, но пока рано говорить о том, достигнет ли просрочка 10% к концу».
Александр Баранов главный стратег ИК «Норд-Капитал», также отмечает в интервью BFM.ru, что скрытая просрочка по кредитам на рынке уже достигает 10%. «В основном, она прячется через пролонгацию договоров и рефинансирование. По итогам года, в случае самого негативного сценария вероятна просрочка до 15%. Я думаю, реально она будет ниже 15% и будет скрыта пролонгацией и льготными условиями рефинансирования для крупных заемщиков, для которых договоры всегда сугубо индивидуальны и сопровождаются долгим переговорным процессом», — поясняет он.
Линара Ануарбекова, заместитель директора по розничным рискам Москоммерцбанка, указывает в интервью BFM.ru, что на сегодняшний момент существует множество предпосылок к тому, чтобы портфель «плохих кредитов» банков восстанавливался не в том объеме и не за те сроки, как ранее. «Меры, предпринимаемые большинством банков (например, ужесточение требований к новым заемщикам) уже не спасут», — заключает она.