События, произошедшие в минувшие выходные в Южной Осетии, несколько поменяли расстановку политических сил в республике, но ситуацию не прояснили. Пока стороны заняли выжидательные позиции. Возможно, ответы на некоторые вопросы можно будет получить во вторник, 13 декабря.

Напряженная ситуация в Южной Осетии возникла в конце ноября после второго тура президентских выборов. В нем участвовали бывший министр образования, оппозиционер Алла Джиоева и руководитель местного МЧС Анатолий Бибилов, заручившийся поддержкой Кокойты. Оппозиция утверждала, что на выборах победила их лидер Джиоева, однако Верховный суд отменил итоги голосования, после чего парламент назначил новые выборы на 25 марта, причем Джиоевой было запрещено выдвигать свою кандидатуру второй раз.

30 ноября Джиоева объявила себя президентом Южной Осетии, а 3 декабря потребовала немедленной отставки Кокойты. 8 декабря Кокойты отказался сложить с себя президентские полномочия до тех пор, пока не положит конец «оранжевой революции». Он пожаловался, что «те люди, которые митингуют на площади» в Цхинвале, не дают ему этого сделать. Официально его полномочия истекали 12 декабря этого года.

Напомним, на прошлой неделе в Цхинвале состоялись переговоры лидера оппозиции, экс-кандидата в президенты Южной Осетии Аллы Джиоевой с представителем администрации президента России Сергеем Винокуровым, в ходе которых была достигнута договоренность, о том, что Джиоева уведет сторонников с центральной площади столицы республики, а взамен получит право принять участие в повторных выборах 25 марта.

Еще один пункт договора — отставка президента республики Эдуарда Кокойты. О ней было официально объявлено 10 декабря. Незадолго до этого Кокойты подписал представления об освобождении от занимаемых должностей генерального прокурора республики Таймураза Хугаева и председателя Верховного суда Ацамаза Биченова, что также являлось частью соглашения. Соответствующие документы были направлены в парламент республики. По закону они должны быть утверждены большинством участвующих в голосовании депутатов. В настоящее время временно исполняющим обязанности главы республики назначен премьер-министр Вадим Бровцев.

В воскресенье, 11 декабря, Джиоева попросила своих сторонников выполнить условия соглашения и покинуть центральную площадь Цхинвала. Как ожидается, палатки, бочки для разжигания костров, скамейки, дрова и различный мусор уберут оттуда в ближайшие дни.

В понедельник, 12 декабря, Джиоева и ее сторонники должны были провести встречу с Вадимом Бровцевым. Однако запланированное мероприятие не состоялось, рассказала в интервью BFM.ru Джиоева: «Господин Бровцев извинился и сказал, что он срочно выезжает во Владикавказ, он перенес нашу встречу на вторник, на 17:00. Тогда мы уже более конкретно сможем сказать, каких договоренностей мы достигли».

Также Джиоева сообщила, почему она пошла на компромисс с представителем российского президента: «В Южной Осетии законы давно не работают. У нас работает один единственный закон — закон силы, и экс-президент Кокойты является олицетворением этого беззакония. Что мы в этих условиях можем сделать? У меня был выбор: либо стоять до конца и отстоять свою победу в выборах ценой крови многих моих сограждан, либо отступить и сохранить жизни людей. Я выбрала второй вариант, только потому, что он гарантировал безопасность жизни людей. Хотя это проигрышная ситуация, потому что мы и в этой ситуации не застрахованы от того, что в следующую секунду Кокойты сам не устроит различные провокации, чтобы опять претворять в жизнь тот беспредел, олицетворением которого он является в течение длительного периода времени».

Джиоева рассказала BFM.ru о том, что оппозицию пока не устраивает то, как выполняется соглашение. «Не выполнены пока самые основные пункты договора: пока мы не услышали ни об отставке генпрокурора, ни об отставке председателя Верховного суда», — пояснила она.

Алла Джиоева рассказала BFM.ru, что пока не приняла окончательного решения насчет того, выдвигать ли свою кандидатуру на повторных выборах в Южной Осетии. «Я не из той категории людей, которых хлещут по одной щеке, а они подставляют другую. Я хочу понять, почему все-таки Кремль так массированно выступил против меня, абсолютно пророссийского во всех устремлениях политика. Я пытаюсь понять, это группа каких-то определенных российских чиновников или это стратегическая линия Кремля? И в зависимости от того, какой ответ я получу на этот вопрос, я и выработаю дальнейшую тактику своего поведения. Либо выставлю свою кандидатуру, либо отойду в сторону от всего, либо призову своих сторонников бойкотировать эти выборы. Вариантов много».

Между тем, главный соперник Джиоевой на прошедших выборах Анатолий Бибилов считает, что как бы то ни было, стороны обязаны действовать в рамках подписанных договоренностей. «Если соглашение подписано стороной Аллы Джиоевой, то она обязана их выполнять. Те требования, которые были со стороны оппозиции, руководство выполнило, в том числе и отставку президента», — уверен Бибилов.

Стоит отметить, что за день до того, как Кокойты сложил с себя полномочия президента Южной Осетии он подписал указ о назначении Эльдара Кокоева, освобожденного по требованию оппозиции от должности заместителя генпрокурора, судьей Конституционного суда Южной Осетии. Также было начато формирование КС. В соответствии с законом, суд должен состоять из пяти человек, двух из которых назначает президент, а трех — парламент.

Депутат российской Госдумы двух созывов, политолог Анатолий Чехоев, считает, что «соглашение, заключенное сторонами, несовершенно». «Его сделали впопыхах. Цель была одна — чтобы команда Кокойты ушла. Но в самый последний момент он вдруг издал указ, назначив Кокоева членом Конституционного суда. Вроде бы все верно, в рамках правил. Но чисто с нравственной стороны, конечно, Кокойты поступил не совсем порядочно», — сказал Чехоев Business FM.