Уровень социального оптимизма в ноябре вырос до 65 пунктов
Рекорд наблюдений — 68 пунктов
Читать на полной версииУровень социального оптимизма россиян в ноябре вырос на 9 пунктов и достиг годового максимума в 65 пунктов, сообщает ВЦИОМ. Рекорд наблюдений — 68 пунктов, напоминает Всероссийский центр изучения общественного мнения.
Доля россиян, ожидающих позитивных перемен, увеличилась с 24% до 27%. Число пессимистов, наоборот, сократилось с 19% до 12%.
Индекс оценок политической ситуации в стране впервые за год продемонстрировал серьезный рост с 46 до 54 пунктов. Годовой максимум — 56 пунктов. Для сравнения, в 2010 году индекс составлял 60 пунктов.
Оценка экономической ситуации в стране приблизилась к зоне средних значений. В ноябре индекс подрос на восемь пунктов до 36 пунктов, что является рекордом для последних трех лет. Увеличение показателя обусловлено ростом с 7% до 10% числа россиян, оценивающих ситуацию как благоприятную, и снижением количества тех, кто считает иначе с 36% до 30%. Для сравнения, в ноябре 2007 года индекс достигал 50 пунктов.
Индекс оценок общего вектора развития страны в ноябре вырос после пятимесячной стагнации с 40 до 45 пунктов. Доля россиян, одобряющих курс развития страны, увеличилась с 19 до 24%. Год назад индекс находился на уровне 47 пунктов.
А вот индекс удовлетворенности жизнью снизился на два пункта до 43 пунктов. Текущий уровень удовлетворенности населения образом жизни близок к показателям ноября 2007 и 2008 года (41 и 44 пункта соответственно), в то время как в 2009 и 2010 годах он был несколько выше — 51 и 50 пунктов соответственно. Снизился и индекс оценки материального положения семьи — на три пункта до 51 пункта. Год назад показатель был выше (58 пунктов).
Всероссийский опрос ВЦИОМ проведен 26-27 ноября 2011 года, в ходе него опрошены 1600 человек в 138 населенных пунктах. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.
В конце октября индекс социального оптимизма составлял 59 пунктов. Тогда наиболее позитивно оценивали будущие изменения сторонники «Единой России» (31%) и непарламентских партий (28%), а также 18-24-летние (37%), активные пользователи Интернета (27%) и респонденты с высокой самооценкой материального положения (46%).