Вдова Зиновия Гердта отсудила 1 млн рублей
Суд частично удовлетворил иск Татьяны Правдиной к издательствам «Зебра Е» и АСТ. Вдова Зиновия Гердта обвиняла их в нарушении авторских прав
Читать на полной версииОдин миллион рублей заплатят издательства «Зебра Е» и АСТ Татьяне Правдиной, вдове известного советского и российского актера Зиновия Гердта. Такое решение принял в пятницу, 9 декабря, Хамовнический суд Москвы, признав нарушение авторских прав наследницы артиста.
Татьяна Правдина обратилась в суд из-за книги «Зиновий Гердт. Рыцарь совести». Она появилась на прилавках столичных магазинах осенью 2010 года. Согласно указанным на книге реквизитам, ее тираж составил 3 тысячи экземпляров. Разработкой электронного макета занималось издательство «Зебра Е», а печатью — издательство АСТ. В книгу вошли интервью актера, а также воспоминания его друзей и коллег: Эльдара Рязанова, Аркадия Арканова, Александра Ширвиндта, Давида Самойлова, Булата Окуджавы, Михаила Ульянова, Петра Тодоровского, Людмилы Гурченко и многих других.
Как утверждал в суде внук актера, юрист Орест Фокин, в первой части использовались интервью Зиновия Гердта, взятые из Интернета, а во второй — незначительно измененный сборник воспоминаний друзей и коллег. Последний был опубликован в 2001 году издательством «Деком» и назывался «Зяма. Это же Гердт!». Данная книга была издана с согласия вдовы актера, которая написала для нее предисловие и предоставила фотографии мужа. Каждый из друзей Гердта заключил с Татьяной Правдиной договор, по которому передал ей свои права на воспоминания об артисте.
«У меня не случился инфаркт, когда я взяла в руки книгу «Зиновий Гердт. Рыцарь совести», только потому, что я здорова, наверное», — описала свое впечатление от знакомства с книгой издательств «Зебра Е» и АСТ приехавшая на заседание 83-летняя Татьяна Правдина.
По ее мнению, изготовители книги взялись за дело, не понимая, о ком они пишут, и не приложив даже усилий узнать. Она отметила, что из-за названия ее муж, который был необычайно скромным человеком, «застрелился бы». По мнению Правдиной, название вводит читателей в заблуждение и создает впечатление, что книга написана от первого лица.
«Не книга, а стыдоба»
Кроме того, книга изобилует неточностями. Кое-где неверно указаны имена близких актеру людей. Не указано, что ее супруг имел военные награды, хотя он являлся инвалидом Великой Отечественной войны. «Ни я, ни моя дочка не умерли. Найти нас не составило бы труда», — сказала Правдина. Она выразила удивление тому, что издательства не обратились к ней за помощью в подготовке книги, ведь она никогда не отказывает журналистам. «Меня поражает, как сделана книга. Это стыдоба», — охарактеризовала свое отношение к качеству издания вдова артиста.
Правдина добавила, что все рукописи друзей Зиновия Гердта находятся у нее. «Если они и попали в Интернет, то только из книги «Зяма. Это же Гердт!», — высказала она свое мнение.
Правдина призналась, что не хотела судиться: «Я ненавижу суды, сама проработала 45 лет в издательстве. Мне казалось, что интеллигентные люди смогут договорится». Она рассказала, что этой весной направила претензию издательству АСТ. Орест Фокин подтвердил, что и АСТ и «Зебра Е» признали допущенные нарушения. 19 мая этого года было подписано мировое соглашение о выплате Правдиной компенсации в размере 1,5 млн рублей. Однако денег она так и не получила. «На словах «Зебра Е» и АСТ искренне раскаивались и извинялись, но не выполнили основного требования — прекратить тиражирование книги и убрать ее из продажи», — добавил Фокин.
Интересно, что примерно в это же время издательства выпустили дополнительный тираж спорной книги, который составил еще 3 тысячи экземпляров.
Фокин отметил, что его доверительница предъявляет претензии не только по поводу содержания книги и ее названия, но и оформления. На обложку издатели поместили ту же фотографию актера, которая ранее уже использовалась для книги «Зяма. Это же Гердт!».
Юрист просил суд запретить ответчикам издавать и тиражировать книгу, а также изъять из обращения весь контрафактный тираж. «Взыскание компенсации для нас не столь важно. Но поскольку это требование большее всего бьет по ответчикам, мы просим взыскать с них 2 млн рублей», — озвучил Фокин требования истицы.
Он пояснил, что сумма была определена из расчета того, что в свет было выпущено 6 тысяч книг стоимостью от 300 до 400 рублей каждая.
Не признавшие иск
Ответчики не признавали иск. Юрист издательства АСТ Павел Монаков заявил, что истица «не доказала право на иск». Он обратил внимание суда на то, что книга, согласованная с Правдиной, появилась в 2001 году, тогда как договора о передаче авторских текстов друзей артиста были заключены с вдовой только в 2010 году. Таким образом, по мнению Монакова, соглашения были оформлены задним числом и, по закону, считаются «ничтожными».
Адвокат Василий Новоселов, представлявший интересы «Зебра Е», утверждал, что материалы для книги составитель взял с различных интернет-сайтов, газет, журналов и фильмов. Он заявил, что издательство имеет право давать книге такое название, какое считает нужным, исходя их коммерческих и иных соображений. Книга никогда не представлялась как авторская и вообще в ней «нет ни одного упоминания, что это мемуары». «Написанное не имеет ничего общего с книгой, изданной издательством «Деком», — уверял Новоселов. — В конце нашей книги указан список, откуда была взята информация».
Эту версию подтвердил и редактор Иван Крылов, составитель книги, привлеченный к участию в споре в качестве третьего лица. Он пытался убедить суд, что большинство материалов он почерпнул в библиотеке Союза театральных деятелей, где хранятся газетные и журнальные подшивки материалов о Зиновии Гердте.
Однако судья Игорь Кананович не поверил ответчикам. Тем более что допрошенная судом лингвист Татьяна Бажина пришла к выводу, что 81% второй части книги «Зиновий Гердт. Рыцарь совести» совпадает с текстом книги «Зяма. Это же Гердт!». Она отметила, что в некоторых местах куски первой книги воспроизведены «сплошняком», кое-где используется другое разбиение на абзацы, по разному используется написание слов, убраны подзаголовки. Но все же тексты настолько похожи, что она оценила их как «совпадающие».
В итоге суд частично удовлетворил требования Татьяны Правдиной, уменьшив сумму заявленной ею компенсации в два раза. Однако постановил запретить тиражирование контрафактной продукции и изъять уже изданный тираж.
Татьяна Правдина по окончании суда сказала, что, скорее всего, не станет обжаловать решение. Ответчики же заявили, что будут добиваться отмены судебного акта в Мосгорсуде.