Мобильный оператор МТС прекращает прием платежей своих абонентов через кассы салонов связи крупнейшего российского сотового ритейлера «Евросеть». Свое решение МТС объясняет тем, что ритейлер «не может обеспечить своевременность поступления средств на лицевые счета абонентов» оператора. «Прием платежей будет прекращен 4 апреля в 00.00 МСК во всех регионах работы МТС в России», — уточняется в официальном сообщении МТС.

На долю «Евросети» приходится около 3% всех платежей, поступающих от абонентов МТС, рассказал BFM.ru источник, близкий к сотовому оператору. При этом сумма их выплат составляет примерно 1 млрд рублей в месяц.

Каждый ритейлер, через кассы которого проводятся платежи, или платежная система, имеют депозитные счета, с которых сотовый оператор в режиме online списывает средства, перечисленные абонентом. По словам собеседника BFM.ru, раньше МТС кредитовал «Евросеть», поскольку средства заплаченные пользователем через эту сеть перечисляются на счета МТС в течение нескольких дней.

Однако 1 апреля договор на кредитование закончился, и МТС попросила «Евросеть» погасить образовавшуюся задолженность по платежам абонентов и открыть депозит, который бы обеспечивал непрерывность прохождения платежей от абонентов на счета в МТС. Общая сумма, которую «Евросеть» должна была погасить по окончанию действия договора с МТС составляет около 420 млн рублей.

«Заявления о том, что «Евросеть» не может обеспечить своевременность поступления средств на лицевые счета абонентов МТС, беспочвенны, — говорит BFM.ru пресс-секретарь «Евросети» Наталья Аристова. — Свидетельство тому – желание МТС сохранить прием платежей в Москве и на Урале. В этих регионах количество альтернативных пунктов оплаты услуг связи очень ограничено. Мы работали по такой схеме долгие года, и она полностью устраивала компанию МТС».

По ее словам, ежедневно салоны «Евросети» для оплаты услуг МТС посещает более 250 тысяч человек. «Решение МТС приостановить платежи своих абонентов через салоны «Евросеть» не имеют никакого отношения к работе компании «Евросеть». Возможно, просто компания МТС ставит свои корпоративные интересы выше интересов своих абонентов», — говорит Наталья Аристова.

«Мы рассматриваем возможность возобновления сотрудничества с «Евросетью», если компания предоставит нам гарантии своевременности зачисления средств на расчетные счета наших абонентов», — рассказала в интервью BFM.ru директор департамента по связям с общественностью МТС Елена Кохановская. Впрочем, по ее словам, МТС уже запустила процесс оповещения абонентов о прекращении приема платежей через кассы «Евросети». «Но мы им оставляем возможность оплачивать счета через терминалы оплаты в салонах ритейлера. В течение ближайшей недели мы будет смотреть, как у наших пользователей происходит переход на другие способы оплаты», — уточняе Кохановская.

Стоит также отметить, что сейчас «Евросеть» ведет переговоры с представителями «большой тройки» (МТС, «Билайн» и «Мегафон») об изменении условий сотрудничества по платежным схемам. В ноябре прошлого года «Евросеть» разработала правила работы с операторами «большой тройки». В частности, предлагается ввести единую комиссию за прием платежей абонентов в размере 3%, сообщал «Коммерсантъ». Пока работать по такой схеме согласился лишь «Вымпелком», МТС и «МегаФон» условия «Евросети» не приняли.

Разработка новых правил работы с операторами необходима «Евросети» для того, чтобы соблюсти предписания Федеральной антимонопольной службы (ФАС). Осенью прошлого года бизнесмен Александр Мамут приобрел 100% «Евросети» у ее основателей Евгения Чичваркина и Тимура Артемьева, после чего продал 49,9% ритейлера «Вымпелкому» с опционом еще на 25% компании. Одобряя эти сделки ФАС выставила условия, по которым в течение двух лет «Евросеть» должна оставаться мультибрендовой сетью. Компании запрещено предоставлять преференции кому-либо из операторов и производителей телефонов.

«Вымпелкому» и МТС сложно сотрудничать в рамках требований о сохранении мультибрендового формата «Евросети», выставленных ФАС», — отмечает в интервью BFM.ru аналитик ФК «Уралсиб» Константин Белов. ««Вымпелкому» как акционеру «Евросети» сложно договариваться с прямым конкурентом — МТС, — считает эксперт. — Какой из компаний в данной ситуации будет хуже — вопрос спорный, но, очевидно, что абонентам МТС станет менее удобно оплачивать свои счета. Впрочем, выбора у них нет, а неудобства могут быть временными».