Южная Осетия: срок ультиматума истек
Кандидат в президенты Южной Осетии от оппозиции Алла Джиоева, провозгласившая себя главой республики, заявила, что о повторных выборах не может быть и речи. Эксперты считают, что в обострении ситуации в Южной Осетии замешаны деньги
Читать на полной версииСитуация в Южной Осетии продолжает оставаться крайне напряженной. В пятницу, 2 декабря, для того, чтобы в очередной раз попытаться договориться с оппозицией и несколько разрядить обстановку, действующий президент республики Эдуард Кокойты организовал встречу с бывшими кандидатами в президенты. В ходе короткой беседы, которая длилась примерно 10 минут, он заверил, что никаких репрессий в отношении сторонников оппозиции в республике нет и не будет.
Как ожидалось, на этой встрече должна была присутствовать Алла Джиоева, однако ее не было. В интервью BFM.ru она рассказала, что заболела и лежит с очень высокой температурой. Также Джиоева заявила, что ни о каких повторных выборах в Южной Осетии и речи быть не может. По ее словам, это невозможно, так как «растоптано мнение 17 тысяч избирателей». Джиоева утверждает, что наблюдатели и председатели избирательных комиссий знали бы о серьезных нарушениях на прошедших выборах, если бы таковые были.
На вопрос, проводятся ли какие-то переговоры с руководством республики для урегулирования ситуации, политик ответила отрицательно: «С Кокойты никаких переговоров не ведется — это бессмысленно». По ее мнению, Кокойты «не мог достойно управлять страной, а теперь не может достойно уйти». «Другой характеристики этого человека у меня нет», — заключила Джиоева.
Напомним, 27 ноября в Южной Осетии состоялся второй тур президентских выборов. На пост главы государства претендовали бывший министр образования республики Алла Джиоева и действующий министр по чрезвычайным ситуациям Анатолий Бибилов. Согласно предварительному подсчету голосов, лидировала Джиоева. Глава ЦИК Белла Плиева сообщила, что в выборах приняли участие 26 тысяч 149 избирателей. Из них за Джиоеву отдали голоса 14 тысяч 828 человек (56,7%), за Бибилова — 10 тысяч 462 человека (40%). Против всех проголосовали 1,1% избирателей.
Утром 28 ноября Верховный суд Южной Осетии запретил публиковать итоги выборов до рассмотрения жалобы на действия штаба Джиоевой во время предвыборной кампании. В результате, Верховный суд признал итоги выборов недействительными. 30 ноября Джиоева объявила себя президентом и сформировала госсовет. Генпрокуратура в ответ на это заговорила о приближении «цветной революции».
В четверг, 1 декабря, Джиоева направила в Верховный суд республики жалобу на решение об отмене результатов выборов. Кроме того, экс-кандидат в президенты заявляла, что не согласится с решением о проведении в республике новых президентских выборов, даже если суд разрешит ей в них участвовать.
События последних дней стали причиной беспорядков в Южной Осетии. Так, в четверг к зданию правительства пытались прорваться около 300 сторонников Джиоевой, однако путь им преградила милиция. Для урегулирования ситуации в Цхинвал прибыл сотрудник Администрации президента России Сергей Винокуров, который рассчитывает на диалог с Джиоевой.
Стоит отметить, что 1 декабря истек срок ультиматума, который Джиоева выдвинула республиканским властям. Она заявила, что теперь не отвечает за возможные радикальные действия своих сторонников, принявших решение круглосуточно дежурить у здания правительства, в котором находится Центризбирком.
Как рассказал Business FM журналист Заур Фарниев, там жгут костры и танцуют: «Туда подвезли железные бочки, дрова и палатки. Люди всю ночь оставались на площади. Они договорились дежурить посменно, чтобы не замерзнуть. Люди с одной стороны жгли костры, с другой стороны устроили настоящие танцы, включали музыку. Но единственное, что они не делали, чтобы согреться, это не пили. Там не было ни одного пьяного. Ожидается, что акции протеста будут продолжены».
Театр абсурда
Некоторые эксперты уверены, что в обострении ситуации в Южной Осетии виноваты деньги. Многие наблюдатели полагают, что московские чиновники побоялись доверить распределение федеральной помощи человеку не из их команды.
После победы над Грузией осенью 2008 года Россия выделила на восстановление Южной Осетии более 26 млрд рублей. В 2011 году в республику было перечислено почти 7 миллиардов. И это не считая финансирования совместных программ и проектов.
Директор Центра политической конъюнктуры Константин Симонов в беседе с BFM.ru отметил, что к предыдущему руководству Южной Осетии уже были вопросы на предмет того, как расходуются выделенные деньги. «Очевидно, что никакой экономики в Южной Осетии нет. Единственная статья доходов — это российские дотации. И там даже в теории никакой экономики не будет, потому что в отличие от Абхазии, в Южной Осетии нет даже моря. Скорее всего, была выработана схема, которая устраивала всех, в том числе и российских чиновников. Я сильно сомневаюсь, что при тех аферах, которые проворачивало руководство Осетии, никто в Москве не был в доле», — считает Симонов.
По словам эксперта, спрогнозировать, как будут развиваться дальнейшие события в Южной Осетии, пока довольно сложно. «В любом случае, Россия наломала дров, потому что все это выглядит как театр абсурда: от непризнанного государства, которое мы кормим, в ответ получаем такие вот скандалы, да еще накануне выборов в Думу, когда президент и премьер все время говорят про постсоветское пространство, евразийство и так далее. История с Южной Осетией — хороший пример того, что у нас в действительности происходит на постсоветском пространстве. У нас там просто завал», — сказал директор Центра политической конъюнктуры.
При этом Симонов уверен, что если бы с российской стороны ситуация была бы правильно оценена, то с Джиоевой давно можно было договориться, еще до выборов. «Зачем нужно было складывать яйца в одну корзину, доводить дело до этого конфликта? Теперь мы расхлебываем последствия», — считает собеседник BFM.ru.
Эксперт центра Карнеги Алексей Малашенко согласен — ситуация весьма запущена: «Могут начаться разборки. В каком виде они начнутся и как будут выяснять, куда делись деньги, не ясно. Причем это касается не только Южной Осетии, но и Москвы. Если бы можно было в Москве предпринять какие-то действия заранее, то такого бы не было».
Президент института национальной стратегии Станислав Белковский не исключает, что Москва будет уговаривать Джиоеву не вмешиваться в финансовые вопросы, которые проходят через действующее правительство. «Может быть, на этих условиях Кремль согласится признать Джиоеву президентом. Кремль серьезно влип со всей этой историей, поскольку поддержал проигравшего кандидата и продемонстрировал свою явную политическую слабость. Еще никогда поражение не было столь унизительным. И не надо забывать, что речь идет о республике, которая полностью зависима от России», — сказал Белковский в эфире Business FM.