Из-за огромного ажиотажа вокруг святыни, обсуждается возможность облететь российскую столицу на вертолете с поясом Богородицы.

Главный санитарный врач Геннадий Онищенко в свою очередь посоветовал верующим не подвергать свое здоровье опасности, стоя часами в очереди. А прикоснуться к поясу мысленно.

Очередь к поясу Богородицы сегодня значительно сократилась, но еще вчера к Храму Христа Спасителя стояли более 80 тыс человек.

Хвост очереди доходил до Воробьевых гор.
Но были и те, кому стоять на морозе по много часов, не по статусу.

ВИПы заходят с Пречистенской набережной, говорят те, кто уже прикоснулись к святыне и теперь стоят у Всехсвятского проезда. Тем, кто за рулем — видны номера нужных серий:

«Все машины: ЕКХ «три Ольги» — все проезжают вот так — АМР. И видимо там где-то заходят, может быть, там у них отдельный вход».

Небольшие спец-групы попадают с той стороны, где расположена галерея Волхонка. На территорию Храма изредка въезжают микроавтобусы с паломниками. Это видно от ограды на Всехсвятском. Ближе не подойти из-за заграждения:

- Здесь по пропускам отдельная очередь. Основная очередь находится на набережной.
- А как пройти туда? Вот так?
- Вот во вход, только во вход.
- Ребят, а где людям добывают пропуска?
- Добывают?
- Да.
- Я понятия не имею, они к нам уже с добытыми пропусками приходят.

По одному пропуску Поясу Богородицы могут поклониться два человека. Гости званные свои картонки отдавать даже за деньги не спешат:

«Подошли, говорят: «Продайте билетик». Я говорю: «Билетиками не торгуем». Ну, не знаю, кто-то, может, кто-то и продает пропуска туда, чтобы без очереди».

Те, кто стоят на морозе по 18 часов знают, что к Святыне есть как минимум три очереди: для всех, для инвалидов и детей и для тех, у кого пропуска. Некоторые, вспоминают, что богатому не пролезть в иголье ушко, и пройти весь путь от конца очереди. В конце-концов, это паломничество, говорит Михаил:

«А мой попутчик вчера отстоял очередь 18 часов, зашел с ним разгвор о том, что можно было бы пройти вот здесь побыстрее, где инвалиды. Я сказал: «Вы пошли»? Он сказал: «Нет, я не пошел». Показал мне удостоверение свое, говорит: «Я мог бы пройти, но я отстоял 18 часов». Удостоверение у него было, по-моему, помощника президента или что-то такое.

Ключарь Храма Христа Спасителя протоиерей Михаил объяснял журналистам: нет криминала в том, что какие-то госслужащие, обремененные заботами во благо народа, не знают ожидания.
Официальный представитель «Фонда Андрея Первозванного» — который и организовал возможность россиян поклониться Поясу Богородицы — Александр Гатилин говорит, что многие состоятельные люди помогали:

«Суммы тут как таковой нет, потому что это все складывается из добровольных пожертвований и вкладов наших российских бизнесменов. Не всегда они выражаются в каких-то суммах, это какие-то могут быть и материальные вещи и объекты. В основном это все связано с отношением отдельных православных людей».

Про спец-пропуска в Фонде не говорят. Официальные представители РПЦ тоже отказываются обсуждать ВИП-верующих.

Евгения Смурыгина, Business FM