Молдавский лей пока держится
Молдавский лей за прошедший год девальвация зацепила меньше других валют — он обесценился к доллару всего на 4%. Для сравнения, российский рубль за тот же период потерял половину своей стоимости
Читать на полной версииМолдавский лей за прошедший год девальвация зацепила меньше других валют — он обесценился к доллару всего на 4%. Для сравнения, российский рубль за тот же период потерял половину своей стоимости. Несмотря на заверения руководства Молдавии в устойчивости лея, все-таки есть предположения, что в этом году валюта пострадает от девальвации.
Уже с начала года молдавская валюта вела себя неуверенно. Правительство проводило плавное снижение курса лея, в результате чего за первые три месяца текущего года курс национальной денежной единицы по отношению к американскому доллару снизился на 0,55 лея. Сейчас за доллар дают 11 леев.
«Лей с самого начала всегда лежит на боку: у страны нет ни нефти, ни газа, но зато есть долги. То есть у Молдавии нет ничего такого, что составляло бы основу их платежного баланса. Поэтому когда наступают трудности в экономике, их валюта по отношению к доллару может не меняться, — рассказал BFM.ru доктор экономических наук, научный руководитель ГУ ВШЭ Евгений Ясин. — В России складывается другая картина: большие доходы от нефти и металлов упали, положительное сальдо сократилось в разы. Мы считались сильной страной, у которой есть чем торговать, а оказалось, что нечем. У Молдавии же изначально не было устойчивых сторон в экономике. Для этой страны кризис менее чувствителен, потому что она все время находятся в кризисе».
«Курс любой валюты складывается под влиянием состояния платежного баланса страны. С одной стороны, от поступления экспортной выручки и притока иностранных инвестиций, с другой — от объема импорта и оттока капитала. Вероятно, в Молдавии относительно небольшой объем импорта по отношению к экспорту, поэтому нынешняя ситуация не нанесли серьезного ущерба международным резервам республики», — полагает президент «Российской финансовой корпорации» Андрей Нечаев.
По словам Нечаева, поскольку Молдавия — аграрная страна, импорт продовольствия, который во многих государствах занимает значительную часть внешнеторгового оборота, практически отсутствует. За счет того, что страна не очень богатая, импорт каких-то дорогостоящих товаров — например, автомобилей представительского класса — там невелик. В итоге, соотношение экспорта и импорта складывается таким образом, что валюту не нужно девальвировать.
Значительную часть экспорта страны составляют денежные переводы граждан, зарабатывающих за пределами Молдовы. «Одна из главных статей дохода этой экономики — продажа своих трудовых услуг, поступления от которых идут в твердой валюте. По разным оценкам, от 30 до 40% граждан Молдовы находятся на заработках в других странах. Зачастую значительную часть доходов семьи получают в виде переводов евро или долларов от родственников. Эти деньги в разной степени конвертируются в лей, курс которого зависит количества людей, желающих продать доллары или евро на рынке. Причем таковых достаточно много и предложение в последние месяцы остается высоким», — объяснил BFM.ru генеральный директор финансово-банковского совета СНГ Павел Нефидов.
С начала 2009 года объемы импорта страны почти в два раза превысили объемы экспорта. Значителен также отток капитала из Молдовы: в феврале он составлял в среднем 13,3 млн долларов в день, в марте процесс немного замедлился — до 11,1 млн долларов в день. В то же время валютные резервы Молдавии, по данным Национального банка, сократились на 17,3% до 1,365 млрд долларов.
Напомним, 5 апреля в республике состоятся парламентские выборы. В их преддверии на валютном рынке Молдовы несколькими заявлениями политиков были спровоцированы ажиотаж и паника. По оценкам бывшего главы правительства Василия Тарлева, сразу после выборов курс лея рухнет на 50% по отношению к валютам других государств. Дмитрий Дьяков, председатель Демократической партии, отметил, что искусственное поддержание курса лея ведет к обнищанию граждан страны. Несмотря на то, что подобные заявления были расценены Национальным банком как необоснованные, а ситуация на валютном рынке была стабилизирована, население понесло значительные финансовые потери. По оценкам Минэкономики страны, они составили 50 млн леев.
Вчера премьер-министр страны Зинаида Гречаная сообщила, что после выборов курс лея не претерпит существенных изменений благодаря валютным резервам Национального Банка Молдовы. По словам премьера, резервов хватит еще на 4 месяца. Первый вице-премьер Игорь Додон, со своей стороны, также заявил, что предпосылок для резкого обесценивания молдавского лея не существует.
Павел Нефидов предполагает, что слухи о девальвации молдавской валюты могут подтвердиться. «Думаю, что к лету можно ожидать девальвацию. Такая мера востребована, так как субъекты экономики, которые работают на территории Молдовы, испытывают большие трудности из-за высокого курса лея, поскольку их экспортный потенциал резко падает. В частности, девальвацию лея ждут представители аграрной промышленности и винного производства», — считает Павел Нефидов.
Между тем, Международный валютный фонд в недавнем исследовании включил Молдову в первую десятку стран, экономики которых особенно уязвимы к мировому кризису. По прогнозам МВФ, валютные резервы государства сократятся минимум на 614 млн долларов. Возможно и полное истощение резервов при сокращении объемов денежных переводов, поступающих в страну.