«Ъ»: в крушении Як-42 под Ярославлем виновен командир экипажа
Расследование авиакатастрофы, в которой погибла хоккейная команда местного «Локомотива», завершено
Читать на полной версииЗавершено расследование крушения самолета Як-42Д в аэропорту Ярославля, в котором погибла хоккейная команда местного «Локомотива». Причиной аварии будут названы ошибочные действия командира экипажа Андрея Соломенцева при взлете самолета, пишет газета «Коммерсантъ». Результаты расследования будут обнародованы на этой неделе, подчеркивает издание.
Расследование показало, что командир экипажа на разгоне непроизвольно
притормозил самолет, поставив ступни на педали. Когда он стал тянуть на себя штурвал, пытаясь оторвать нагруженную под завязку машину от земли, «уперся в них ногами что было силы», пишет газета.
Как было установлено расследованием, торможение время от времени встречается среди членов экипажей Як-42, переучившихся на новый тип с самолетов Як-40. Дело в том, что системы управления этими самолетами на разбеге — парные педали двойного назначения у каждого из летчиков — схожи, поясняет издание. Чтобы подкорректировать направление разбегающегося самолета, пилот нажимает нижнюю часть педалей, отклоняя так называемый руль направления в хвосте. Чтобы затормозить, пилот давит ногой на верхнюю часть по аналогии с автомобилем. Здесь есть и существенное различие: педали Як-40 имеют снизу специальные полочки-чашки под каблук, поэтому ноги в них можно положить и держать постоянно. На Як-42 этих полочек нет.
Конструкторы новой машины предполагали, что при разгоне пилоты будут держать каблуки не на педалях, а на полу, лишь изредка подправляя руль направления носками. В случае с «Як-42», разбившемся под Ярославлем, этого не произошло, установили следователи. Многие летчики, привыкшие к удобным «чашкам» Як-40, предпочли сохранить старую позу — с ногами на педалях — и на новом самолете, корректируя направление пятками.
«Торможения Як-42 на разбеге, как показали наши опросы «переучившихся», случались и случаются,— рассказал изданию один из участников расследования». По словам собеседника издания, «тормозные» действия летчиков до сих пор сходили им с рук, потому что пилоты компенсировали возникающее замедление режимом работы двигателей и более энергичным «подрывом» передней стойки шасси. «Руководство же авиакомпаний и контролирующие органы о проблеме «тормозных взлетов» не знало, поскольку отклонение педалей в сторону торможения бортовыми самописцами самолета не фиксируется», — сообщил участник расследования.
Некоторые оргвыводы уже сделаны. Получив опасную статистику, Межгосударственный авиационный комитет (МАК), не дожидаясь окончания расследования, отправил во все авиакомпании, эксплуатирующие Як-42, телеграммы. В них он потребовал «провести занятия с летным составом по правильному положению ног на педалях на различных этапах полета».
Як-42 авиакомпании «Як-Сервис» с хоккеистами ФК «Локомотив» разбился 7 сентября. В тот же день Ространснадзор подсчитал, что в России 16 авиакомпаний эксплуатируют 57 самолетов типа Як-42. В связи с крушением под Ярославлем приостанавливаются полеты некоторых самолетов этого типа.
По данным МАК, все элементы тормозной системы Як-42 в день катастрофы работали нормально..
Полет разбившегося Як-42 реконструировали специалисты Летно-испытательного института имени Громова. Эксперты МАК заявляли, что взлету самолета помешал один из его пилотов, державший в момент разгона ногу на тормозной педали. Вероятно, пилот случайно положил ногу на соответствующую педаль, предполагали специалисты комитета. Единственный выживший в крушении — бортинженер Александр Сизов — рассказал, что неполадки стали ощущаться при разгоне.