Пилот Як-42 в момент разгона держал ногу на педали тормоза
Эксперты МАК приступили к первоначальной обработке зафиксированных данных для сравнения испытательного и аварийного полетов
Читать на полной версииЭксперты технической комиссии Межгосударственного авиационного комитета (МАК) по расследованию катастрофы Як-42, в которой погибла хоккейная команда ярославского «Локомотива», предположили, что взлету самолета помешал один из его пилотов, державший в момент разгона ногу на тормозной педали. Об этом сообщает «Коммерсантъ».
По мнению специалистов, пилот не тормозил в прямом смысле этого слова, а, скорее всего, неосознанно притормаживал, положив ногу на соответствующую педаль, возможно, приняв ее за расположенную рядом жесткую опору для ступни. Издание подчеркивает, что о торможении свидетельствовали следы протекторов, сохранившиеся на бетонке.
Всю прошлую неделю шла подготовка экспериментов на самолете аналоге Як-42 RA-42412. В результате этих летных испытаний эксперты намерены подтвердить или, наоборот, опровергнуть основную версию трагедии, пишет издание. На первом этапе эксперимента, который проводился накануне, пилоты доказали, что ничего, кроме торможения, помешать взлету Як-42 в Туношне не могло, так как потерпевшее крушение судно было полностью исправно.
«В ходе натурного эксперимента планируется выполнить штатный взлет с повторением действий экипажа в аварийном полете, но без создания дополнительной тормозящей силы», — ранее заявляли в МАК.
«Ъ» отмечает, что на втором этапе эксперимента пилоты будут разгонять самолет на тормозах. По словам участника эксперимента, одному из летчиков поручено увеличивать режим работы двигателей, разгоняя машину на полосе и одновременно поднимать руль высоты, чтобы задрать вверх ее нос. Одновременно его напарник будет сдерживать разгон самолета и вынуждать его клевать носом вниз с помощью тормозной педали.
«Далее будет выполнен ряд прерванных взлетов для оценки соответствия результатов математического моделирования по возникновению дополнительной тормозящей силы на различных этапах разбега самолета и оценки ее влияния на создание пикирующего момента, препятствующего поднятию носового колеса и достижению взлетного угла тангажа», — сообщал ранее МАК.
Специалисты МАК уже заявили, что все эксперименты будут проводиться только при условии сухой полосы. За программой испытания следят сотрудники Летно-испытательного института имени Громова (ЛИИ).
Во время расследования эксперты технической комиссии уже опровергли ряд других версий катастрофы: отказавшие в момент разгона двигатели, попавшие в них птицы, некачественное топливо и версию о том, что при взлете пилоты забыли снять машину со стояночного тормоза.
Самолет Як-42 разбился 7 сентября при взлете из аэропорта «Туношна» под Ярославлем. В отчете МАК указано, что судно не смогло взлететь с взлетно-посадочной полосы, а оторвалось от земли на удалении 400 метров за ее выходным торцом. На борту находились 45 человек. После катастрофы выжил только бортинженер — Александр Сизов. Ему сделали операции на лице и шее.