Мовчан: падение национальной валюты – это не крах страны
Управляющий партнер инвесткомпании «Третий Рим» прокомментировал обвальное снижение цен на нефть и падение российского фондового рынка
Читать на полной версииНефть упала ниже психологической отметки в 100 долларов за баррель! Российские индексы на этом фоне рухнули почти на 7 процентов. Федеральный бюджет России на 2012 год свёрстан, исходя из цены на сырьё в 100 долларов за баррель. Алексей Кудрин буквально в день отставки предупреждал, что при цене в 60 долларов, России хватит запаса прочности на год.
В прямом эфире Business FM ситуацию на рынках и обвальное падение нефтяных котировок прокомментировал правляющий партнер инвестиционной компании «Третий Рим» Андрей Мовчан:
Мовчан: Давайте не будем сравнивать 2008 год и сегодняшний день. Очагом кризиса сегодня является не Америка с 25% мирового ВВП, а Европа. Это разрозненные страны с разными судьбами. Германия, Франция, Англия не испытывают кризисных проблем такого рода. Скорее всего, дело в периферии. Спасение периферии — дело болезненное, но возможное.
Business FM: До каких значений может упасть рубль на этом фоне?
Мовчан: Эти вещи непредсказуемы, потому что падение рубля - это косвенное следствие и даже не первого порядка. Падение рубля, скорее всего, связано с тем, что выводят активы из страны, вплоть до продажи ценных бумаг, относящихся к России. Мы уже видели, как рубль падал до 36 к доллару, и мы понимаем, что он мог упасть тогда и до 45 и 50. Падение национальной валюты - это не крах страны и не признак проблем с бюджетом, скорее наоборот - стимул для предпринимателей.
Business FM: Бюджет страны на будущий год свёрстан, исходя из цены на сырьё в 100 долларов за баррель. Сейчас эта отметка преодолена вниз, и ещё не факт, что на этом остановится. Возможно, падение продолжится. Не придётся ли пересчитывать бюджет?
Мовчан: Может быть, и придётся. Цена на нефть в последние годы определяется скорее деривативами, чем физическим спросом, поэтому она очень волатильна. В реальности нефть не так далека от своей себестоимости. Сегодня средняя себестоимость - 40-60 долларов за баррель, с учетом дорогих месторождений. Это не золото, которое в пять раз превышает себестоимость. Поэтому двигаться вниз нефти особенно некуда, но переоценённый спрос может её толкнуть, особенно в условиях выхода из позиций. Мы уже это переживали в 2008 году, и тогда деньги уходили на поддержку рубля, и на скупку российских фондовых активов. Может быть, этого можно было и не делать, можно было обойтись меньшей кровью. На этот раз, даже если будет кризис масштаба 2008 года, этой малой кровью придётся обходиться.
Business FM: Ваш общий прогноз позитивный или, скорее, негативный?
Мовчан: Мы уже опытные девушки. Это всё уже было три года назад: резкое падение, раскачанное деривативами и паника на рынке, резкий отскок. Появляются финансовые инструменты, которые позволяют оздоровить ситуацию. Размер проблемы Европы - подчёркиваю: Европы, а не Америки - особенно Южной Европы, не такой большой. Как её решать - совершенно понятно. Я думаю, хотя мы и можем продолжать падать дальше, и нервозность может расти, мы увидим после кризиса в течение, скажем, года - резкий отскок обратно.
Business FM