Защита Ходорковского: Алексанян был источником доказательств
По словам адвокатов, смертельно больного бывшего топ-менеджера ЮКОСа до последних дней интересовала судьба Михаила Ходорковского и Платона Лебедева
Читать на полной версииАдвокат Михаила Ходорковского Юрий Шмидт считает, что скончавшийся накануне в Москве бывший исполнительный вице-президент ЮКОСа Василий Алексанян не являлся «целью» следователей, а был лишь «источником получения доказательств» против экс-главы ЮКОСа.
Комментируя более чем двухлетнее нахождение смертельно больного топ-менеджера ЮКОСа под стражей, Юрий Шмидт заявил BFM.ru, что Алексаняну так же, как и Михаилу Ходорковскому, вменялось хищение имущества компании «Томскнефть».
В свою очередь защитник делового партнера Ходорковского — бывшего руководителя МФО «Менатеп» Платона Лебедева — адвокат Владимир Краснов напомнил, что Василий Алексанян рассказывал о «сделке», которую ему предлагали следователи, на одном из заседаний Верховного суда. В то время решался вопрос о законности очередного продления юристу срока содержания под стражей.
«Он уже не мог стоять и говорил с судьями полулежа, — напомнил BFM.ru Краснов. — Алексанян пересказал содержание своего разговора с руководителем следственной бригады Салаватом Каримовым и следователем Татьяной Русановой. Они ему говорили: «Ты нам не нужен, дай показания против Ходорковского и поезжай лечиться. Мы тебе еще и поможем уехать».
По словам Юрия Шмидта, после этого Михаил Ходорковский написал письмо, в котором призвал Алексаняна дать любые показания, чтобы спасти свою жизнь. «Но Алексанян оказался человеком высокой чести и достоинства, и, зная, что каждый день без лечения смерти подобен, все же отказался», — констатировал защитник.
В свою очередь еще один адвокат Платона Лебедева Константин Ривкин сказал, что Василий Алексанян до последнего живо интересовался судьбой своих бывших руководителей. «Это был специалист высшего уровня и очень мужественный человек», — сказал адвокат. —Так, его очень интересовало, чем закончится рассмотрение вопроса об условно-досрочном освобождении Платона Лебедева, не оставляли равнодушным заседания Хамовнического суда по возможности изменения Ходорковскому и Лебедеву меры пресечения. В каких-то случаях он предлагал публичные выступления, интервью с его участием на радио и в газетах, отслеживал сайт пресс-центра Ходорковского и Лебедева».
Что же касается состояния здоровья Василия Алексаняна, то, по словам адвоката, здесь все «шло волнообразно», но чувствовал он себя в последнее время, конечно, «не блестяще».
В гибели Алексаняна Ривкин усматривает нарушение прав человека. «Для того, чтобы люди не умирали, нужно просто соблюдать закон», — считает защитник. Он отметил, что «в Уголовно-процессуальном кодексе все прописано» и если бы следователи и судьи его соблюдали, то тогда «не было бы ни смерти в СИЗО налогового консультанта Сергея Магнитского, ни гибели предпринимателя Веры Трифоновой, ни кончины Василия Алексаняна».
Бывший исполнительный президент ЮКОСа Василий Алексанян умер в своем подмосковном доме накануне. Он почти два года провел под стражей в рамках дела о хищении акций и имущества дочерней фирмы ЮКОСа — ОАО «Томскнефть» на сумму более 12 млрд рублей. В СИЗО у Алексаняна выявили СПИД и рак лимфатической системы. Лишь в декабре 2008 года Мосгорсуд отпустил его под залог в 50 млн рублей. Впоследствии суд прекратил дело Алексаняна за истечением срока давности.