«Не надо поддаваться панике» - Рубен Варданян, Тройка Диалог, председатель совета директоров
В интервью Business FM Рубен Варданян дал оценку текущей ситуации на мировых финансовых рынках, и рассказал, что делать частному инвестору.
Читать на полной версии
НГ: В этом году форум в Сингапуре стартовал тогда, когда складывается непростая ситуация на мировых финансовых рынках. В пятницу торги закончились падением, на предыдущей неделе российский фондовый рынок упал на 105. Стало известно, что ФРС не будет проводить политику QE3. И не просто на этой неделе будет торговать, принимать инвестиционные решения. Какое у вас сейчас видение мировой финансовой ситуации? Что будет в ближайшее время происходить на рынках?
РВ: Не надо поддаваться панике. Потому что ситуация 2011 года сильно отличается от ситуации 2008, когда было не просто падение рынка, но и серьезные банкротства крупнейших финансовых институтов из-за того, что у них было большое количество долгов. Было большое количество долгов и у корпораций. Были проблемы с ликвидностью. Если посмотреть на сегодняшнюю ситуацию фундаментально, то большое количество российских компаний - очень хорошие результаты. Нет никаких проблем с ликвидностью. Есть избыток наличности, особенно в нефтяных компаниях. С точки зрения макроэкономической ситуации, у нас в России уникальная благоприятная ситуация. У нас рост ВВП выше 4%. У нас низкая инфляция. У нас огромные резервы и нет большого количества долгов. Падение, которое происходит с российскими бумагами в первую очередь связано с тем, что мировые инвесторы находятся в более сложной ситуации. Огромное количество рынков намного хуже показывают свои результаты. Второе, что у людей возникло ощущение дискомфорта из-за того, что кто принимает решения. Насколько мировые политики видят ответственность за будущее крупнейших экономик, готовы принять на себя непростые решения. Сегодняшнее падение на рынках связано с неопределенностью, насколько болезненные решения будут приняты быстро, четко, профессионально. Если они не будут приняты, мы будем иметь ситуацию непростую для мировой экономики и России. Но у нас ситуация намного лучше, чем в Америке например, где есть много глобальных проблем именно сегодняшнего дня. У нас тоже есть много проблем, но они пока более в среднесрочной перспективе, чем на ближайшем горизонте.
НГ: Вы какие шаги ожидаете от ЦБ России относительно курса рубля? Будет ли ЦБ отпускать рубль или таргетировать инфляцию?
РВ: Таргетировать инфляцию - это хорошие слова, которые пугают всех очень сильно. На самом деле пытаться управлять инфляцией и курсом валют - это непростая задача. Есть многофакторные вещи, которые влияют на то и другое. Самое главное - ответственность за монитарную политику. Это чтобы было бы максимально все плавно. Мы все уже прожив 20 лет в новой России убедились, что сильный рубль плохо, слабый рубль хорошо. И инфляция на определенном уровне не так уж страшна. Ведь вопрос в том, чтобы это все было понятно и предсказуемо. Плавно, а не резко.
НГ: Чтобы вы посоветовали частным инвесторам при такой сложной ситуации на рынках? Стоит ли вкладывать деньги в доллары, евро или выбирать акции каких-то компаний? Как снизить риски?
РВ: Инвестиций без рисков не бывает. Любые инвестиции, даже недвижимость, которая казалась надежной. Люди говорили, вот, я покупаю квартиру, сдаю ее и получаю доход, мне все равно, что происходит с фондовым рынком. Они увидели, что не всегда можно просто сдать. Не всегда можно продать недвижимость. Иллюзий не должно быть ни у кого. Нет инвестиций без рисков. Человек не должен вкладывать все свои свободные деньги в активы, которые могут резко упасть в цене или резко вырасти. Это очень рисково. У людей, у которых есть свободные деньги, которые имеют возможность подождать, я бы рекомендовал покупать акции компаний, которые имеют очень хорошие результаты. Новатек или Сбербанк, у которых результаты более чем хорошие на этом рынке. При этом большое количество других компаний, у которых нормально с ликвидностью и бизнесом. Понятно, если будет долгосрочная рецессия - ударит всех. Но есть компании и их нужно выбирать, читать аналитику. Покупать и держать в районе 2-3 лет, чтобы понять, что цикличность в экономике присутствует. На следующей фазе компании такого порядка вырастут сразу и быстрее чем в целом рынок.
НГ: Сейчас Тройка Диалог проходит период интеграции со Сбером. При текущей ситуации для России не срашна приватизация со стороны государства инвестиционного крупнейшего банка. Как это может сказаться на свободном рынке этих услуг?
РВ: Национализация надо говорить, если точно. В этом нет ничего страшного. Вопрос не в том, кто владеет, а какие ставит цели акционер, глава компании. С этой точки зрения Сбер проходит уникальную трансформацию из банка, который работал в основном с населением и не был игроком на рынке финансов и услуги в банковской сфере. Банк, который хочет стать международным, компанией во всем мире, а не только в России. И у Сбера для этого есть большие преимущества, которые ему позволяют это сделать. Просто так ничего не бывает. Создание Сбербанком глобального международного банка очень непростое. Это потребует время и усилия. Но для России важно иметь финансовый институт, который был бы конкурентен в глобальном масштабе. С этой точки зрения покупка инвестиционого банка - это естественный шаг для Сбербанка. С точки зрения рынка, там всегда будут присутствовать и маленькие бутики, в которых люди будут работать небольшой командой и оказывать услуги. Будут появляться новые компании, уходить старые. Мир не заморожен. Все меняется динамично. Посмотрите, что происходило в Америке. Несколько банков исчезло, несколько слилось большими коммерческими банками. Некоторые были приватизированы и проданы. Мы живем в мире с большим количеством неопределенности. Поэтому видим перемены. Главное, чтобы клиенты получали качественные услуги. И были уверены, что с ними работают профессионалы. Я убежден, что Сбербанк с Тройкой диалог - это плюс и благо для России, а не минус.
НГ: Какие перспективы рынка инвестиционных услуг в России? Как может измениться качественно рынок, в чем видите загвоздки рынка? Почему не изменилось количество клиентов за последние несколько лет?
РВ: Мы живем в трудное время, людям тяжело принимать решения. Особенно не обладая большим количеством знаний. Когда все растет, легче принимать решения, чем когда все растет или падает. Когда непонятно, что происходит и какая связь между Грецией и Россией, никто понять не может. Людям сложно в этом объеме информации принимать решение. И они предпочитают ничего не делать или тратить деньги на жизнь. Должны понять несколько принципиальных вещей, которые происходят. Рост внутреннего рынка, финансовых услуг. Те страны, которые проходят это менее безболезненно за счет того, что у них большое количество других инвесторов. Второе - большее количество компаний должно предложить разные финансовые инструменты, в том числе не только акции, но и облигации. В третьих, люди должны почувствовать, что система взяла под контроль ситуацию и должно вернуться доверие к системе. Если эти вещи произойдут, мы увидим другую картину.