На экранах стартует «Елена»
Картина Андрея Звягинцева о том, что бедность — это очень плохо. Получивший спецприз в Каннах фильм выходит в ограниченном прокате
Читать на полной версииКартина Андрея Звягинцева о том, что бедность — это очень плохо. Получивший спецприз в Каннах фильм выходит в ограниченном прокате.
Злая социальная драма о современной России, лучшая работа Андрея Звягинцева. О третьей полнометражной картине обласканного Каннами и Венецией режиссёра говорили много и высокопарно. В центре сюжета Елена — пожилая медсестра, вышедшая за богатого пациента. Сын жены его раздражает: у миллиардера есть собственная дочь-гедонистка, помогать бедным родственником Елены он не собирается. А им очень нужно. Триллер на бытовой почве; верхи против низов. Это непривычный Звягинцев. Он предстаёт совсем не те тем, кем казался после двух своих предыдущих фильмов: «Возвращения» и «Изгнания». Говорит кинокритик РБК Марина Латышева:
«Даже тут развернулся в среде уже посмотревших фильм даже спор — что это: это хитрый Звягинцев всё равно снял притчу или он изменил стилю, снял нечто совершенно иное. Несмотря на то что он рассказывает о современном мире, сам конфликт вечный: между бедностью и богатством — всё равно это в каком-то смысле притча. Нет в нём по форме ничего категорически сложного, он доступен и понятен всем, кроме того, мир, который в нём показан, он очень узнаваем, мы все живём в этом мире».
После «Возвращения» и «Изгнания Звягинцев казался человеком весьма удаленным от современности и уж совсем без чувства юмора. «Елена» в этом плане оказалась весьма рискованной, злой остросоциальной драмой, говорит кинокритик Юрий Гладильщиков:
«Он снимал такие притчевые фильмы, фильм «Изгнание» он, вообще, хотел снимать на несуществующем языке, причем без всяких субтитров, без перевода, чтобы зритель просто догадывался о такой универсальности ситуации. В данном случае, как в «Изгнании», семья — жена, муж, дети, любовь, разлад в семейных отношениях, чтобы зритель догадывался просто по интонациям, по атмосфере. Хотя, возможно, это байка. И тут Звягинцев снимает картину, которая очень интересна, по-моему, тем, что он она очень злая, остро социальная».
Согласно первоначальному замыслу, главную героиню должны были звать Хелен, а действие — разворачиваться в Лондоне. Затем Звягинцев перенёс события в Москву. В прессе уже появились сообщения, что следующий фильм режиссёр будет снимать на английском. Тут всё сходится: «Елену» продюсировал Роднянский, а он сейчас активно работает в Голливуде. Номинация на «Оскар» могла бы стать для Звягинцева входным билетом в закрытый клуб, но, как известно, соответствующий комитет выставил от России «Цитадель». Возможно, «Елена» получит шанс на «Золотом глобусе».
Евгения Смурыгина, Business FM