Автоподстава: актерское мастерство не хуже школы Станиславского
В Никулинском суде Москвы слушается громкое дело об имитации дорожно-транспортных происшествий. Следствие утверждает, что четверым выходцам из Узбекистана удалось «развести» на крупные суммы больше десятка столичных автовладельцев
Читать на полной версииВ Никулинском суде Москвы во вторник, 27 сентября, завершился допрос потерпевших по громкому делу о серии так называемых автоподстав. На скамье подсудимых четверо выходцев из Узбекистана. Следствие утверждает, что в 2009–2010 годах их жертвами стали 13 москвичей. «Улов» злоумышленников каждый раз составлял суммы от 100 тысяч до 2,5 млн рублей. По признанию пострадавших, действовали подсудимые весьма профессионально. «Станиславский был бы доволен», — признался один из потерпевших.
Сергея Петаева, Андрея Остроухова, Владимира Денисова и Игоря Кононова задержали в сентябре 2010 года. По версии следствия, все они входили в преступную группу, действовавшую с января 2009 года по сентябрь 2010 года и совершавшую незаконные действия в разных районах столицы.
Злоумышленники использовали для имитации ДТП несколько автомобилей: Merсedes S550, Lexus 460, Volvo S80 и Mazda3. Схема действия дорожных мошенников выглядела следующим образом. Выбрав жертву, они с помощью Mazda3 создавали водителю помехи на дороге. В это время к отвлекшемуся на маневр водителю подъезжала одна из представительских иномарок с заранее нанесенными повреждениями и инсценировала ДТП. Под машину автовладельца бросали какой-нибудь предмет (как правило, мыло), чтобы имитировать звук столкновения. После этого «пострадавший» догонял машину и знаками просил водителя остановиться.
Далее начинался настоящий спектакль. В нем было задействовано сразу несколько человек. Основными действующими лицами, как утверждает обвинение, были Петаев, Кононов и Остроухов. Первый изображал высокопоставленного сотрудника МВД, Следственного комитета, Генпрокуратуры или налоговой инспекции и даже имел при себе поддельное удостоверение на имя подполковника Михаила Кравцова. Иногда злоумышленники менялись ролями и «начальником» становился Кононов, игравший периодически роль «помощника» лже-подполковника или охранника близлежащего офиса. Остроухову была отведена роль водителя, гласят материалы дела.
«Виновнику» аварии предлагали отъехать к обочине «разобраться», а если тот не соглашался покинуть место ДТП, на сцену выходили «охранники» расположенных поблизости учреждений или «дорожные рабочие». Ими были то Денисов, то Кононов. Они требовали, чтобы водители покинули проезжую часть. В это же время на автомобиль жертве незаметно наносили царапину, которая затем становилась якобы доказательством того, что соприкосновение машин, то есть ДТП имело место быть.
Затем злоумышленники начинали требовать компенсацию за причиненный вред. Обычно счет выставлялся на десятки тысяч долларов, однако у некоторых из водителей просто не было таких денег, и аферисты довольствовались сравнительно небольшими суммами в 100–150 тысяч рублей. Из 13 потерпевших только двое не испугались неприятностей, которые им обещал «высокопоставленный представитель спецслужб», и решили дождаться сотрудников ГИБДД. Аферисты в этих случаях моментально ретировались.
Поэтому подсудимым вменяют, помимо 11 оконченных эпизодов мошенничества (часть 4-я статьи 159 УК), два эпизода покушения на мошенничество (статья 30-я статьи 159 УК).
«Оглянись — это подстава»
Во вторник показания дали последние три потерпевших. Первый из них — бывший преподаватель Общевойсковой академии Вооруженных сил РФ, профессор Николай Беденко. Взглянув на подсудимых, он сразу узнал Петаева и Остроухова. «Только тогда они были очень импозантно одеты», — припомнил потерпевший. Он рассказал, что стал жертвой мошенников утром 21 июля прошлого года, когда на своей Skoda Superb ехал по Мичуринскому проспекту на работу.
По словам Беденко, он долго не мог поверить в то, что задел черный Lexus с мигалкой, но водитель представительской иномарки и вышедший из нее «шеф» убедили его в том, что «служебной машине» нанесены сильные повреждения. Они попросили профессора показать страховое свидетельство и убедили связаться с представителями страховой компании.
Однако когда Беденко попытался набрать номер, ему это сделать не удалось (злоумышленники блокировали сигнал с помощью специальной аппаратуры). В процессе переговоров неожиданно появился какой-то «гастарбайтер» и попросил водителей отъехать, объяснив, что в том месте, где «случилось» ДТП будут что-то загружать.
Помнивший, что нельзя покидать место аварии, ученый все-таки проехал на несколько метров. Этим и воспользовались злоумышленники — автовладельцу неожиданно перезвонили из «страховой», специалист которой настоятельно посоветовал Беденко договориться полюбовно с «пострадавшим». Масла в огонь подлил и липовый майор ГИБДД, который якобы выехал на место ДТП: «Вы что, отъехали?! Все, страховки не будет, а вашу машину эвакуируют на штрафстоянку», — сообщили профессору по телефону.
Тем временем «подполковник Кравцов» позвонил в спецгараж и по громкой связи попросил оценить стоимость ремонта. Профессору насчитали 1,2 млн рублей. «Да моя машина столько не стоит!» — воскликнул Беденко. «А это не мои проблемы. Я вам обещаю, что если не заплатите, у вас будут неприятности. Вас машины лишат», — заверил Кравцов-Петаев.
Поскольку профессор собирался на автомобиле везти внука в Крым, он вынужден был согласиться. Беденко снял все, что у него лежало на книжке — 260 тысяч рублей, которые забрал присланный липовым подполковником подельник.
То, что его обманули, Беденко, по его словам, понял только после того, как позвонил сыну. «Он сказал: «Папа, в твоей профессорской голове ничего кроме формул нет! Оглянись — это подстава». Тогда я пошел и написал заявление», — описал Беденко историю своего прозрения. Он сообщил, что впоследствии фотографии обманувших его людей он увидел в газете «Комсомольская правда».
Беденко назвал причиненный ему ущерб существенным и изъявил желание предъявить к подсудимым иск.
Крепкий орешек
Другой пострадавший — владелец Lexus JX 470 Иосиф Сичалов, представившийся пенсионером, — оказался «крепким орешком». Его авто мошенники подрезали на перекрестке Золоторожской набережной и Самокатной улицы 16 сентября 2010 года. Петаев, которого потерпевший воспринимал как следователя СКР, выставил счет в 50–60 тысяч евро. «Я сказал, что платить не буду», — рассказал Сичалов. «У тебя будут неприятности», — пытался на него давить «следователь». «Пусть будут», — стоял на своем автовладелец. Звонок «майора ДПС», который пригрозил, что за Lexus уже выслан эвакуатор, также не возымел действия. «Давай, присылай», — парировал Сичалов и отвернулся, чтобы позвонить друзьям. Когда он обернулся, след «следователя СКР», как говорится, уже простыл. «Поэтому я себя и потерпевшим-то не считаю», — заметил пенсионер.
А на вопрос прокурора о том, почему он не поверил разыгранной перед ним сценой, Сичалов заявил: «Все было убедительно, но я не привык платить — ни людям в погонах, ни без погон». В тот же день домой Сичалову позвонили с Петровки и пригласили дать показания. К этому времени организаторы дорожных подстав уже находились в поле зрения правоохранительных органов.
Ученики Станиславского с министерской лексикой
Водитель Subaru Tribeca Александр Титов стал жертвой автомобильных мошенников 22 мая 2010 года в районе Пятницкой улицы. Он отдал «полковнику налоговой полиции», за которого себя выдавал Игорь Кононов, 100 тысяч рублей, передав деньги через его «помощницу». Пострадавший не скрывал, что был очень впечатлен игрой мошенников. «Станиславский был бы доволен», — констатировал он. Потерпевший отметил, что особенно его поразило то, как Кононов владел министерской лексикой, и то, как был оснащен автомобиль мнимого налоговика. «Я поверил на все сто процентов», — сказал пострадавший, добавив, что сам трудился на госслужбе и знает, как выглядят государственные авто.
Отметим, что Чертановский и Измайловский суды уже вынесли приговоры нескольким подельникам подсудимых. Они получили от трех с половиной до девяти лет колонии. В частности, срок уже получила «помощница» Петаева, к которой потерпевший Титов предъявлял иск о возмещении ущерба. Правда, деньги пострадавшему пока так и не выплатили, поэтому он выразил желание заявить требования к представшим перед Никулинским судом. В том, что подсудимым есть, чем платить, Александр Титов не сомневался. «Речь идет об очень больших деньгах. Где-то они застряли, но их достанут», — выразил уверенность пострадавший.
Процесс продолжится 21 октября допросом свидетелей. Ожидается, что после этого дадут показания подсудимые. По словам адвокатов, их подзащитные признали вину частично. Так, защищающий Андрея Остроухова Василий Королев сообщил BFM.ru, что его клиент согласен лишь с одним из более чем десятка вмененных ему эпизодов. «В период, который ему инкриминируют, Остроухова просто не было в России, что подтверждает отметка в его паспорте и авиабилеты. Он находился в Узбекистане», — рассказал адвокат. По мнению защитника, данный факт суду будет трудно проигнорировать. «Следствие либо не захотело, либо не смогло поймать оставшегося на свободе участника преступной группы, который в основном и выполнял роль водителя», — полагает Королев.