В последние годы во многих российских офисах можно было увидеть кулеры или помпы с питьевой водой, да и дома часть населения переходила к употреблению бутилированной воды вместо водопроводной и фильтрованной. Опрошенные BFM.ru производители и эксперты рынка говорят, что привыкшие к хорошей воде россияне своих пристрастий не меняют — спад потребления составил, по разным оценкам, 10-15% и пришелся преимущественно на корпоративных клиентов, сокративших расходы на персонал, уволивших часть сотрудников или попросту обанкротившихся.

Аналитик УК «Финам Менеджмент» Максим Клягин оценивает объем российского рынка бутилированной питьевой и минеральной воды в 1,5-2 млрд долларов (примерно 30-40% всего рынка безалкогольных напитков). Последние несколько лет этот рынок показывал ежегодный рост на уровне 20%, однако в 2009 году при пессимистичном сценарии сокращение может составить даже 25-30%, — полагает аналитик.

По словам президента Союза производителей бутилированных вод России Алены Кондратьевой, вместо ожидаемого процента прироста рынка на 10% за полгода произошло аналогичное снижение. Спад в корпоративном сегменте составил 15%, а в частном никак не изменился, добавляет генеральный директор компании «Первооснова» (группа компаний «Родниковый край») Мурман Бжания. «Если раньше продавалось больше кулеров, дорогостоящего оборудования, то сейчас покупают более дешевые помпы (механические насосы)», — говорит Кондратьева.

«Осенью негативное влияние кризиса дало о себе знать — некоторые наши клиенты, в основном, юридические лица, стали отказываться от заказа воды, стремясь сократить расходы, — рассказала BFM.ru бренд-менеджер «Архыз» Марина Куценко. — Однако к началу весны снова пошел активный рост продаж — клиенты возвращаются, приходят новые. Резкое сокращение расходов — это только первая реакция на кризис. Затем начинается расстановка приоритетов: какие траты действительно лишние в нынешних условиях, а каких избежать нельзя. Питание и здоровье — статьи бюджета, которые «режут» в последнюю очередь, особенно если речь идет о частных клиентах».

30% московского рынка бутилированной воды приходится на частные заказы, остальные 70% — на корпоративных клиентов, говорит Алена Кондратьева. В регионах частный сегмент больше, поэтому местным производителям воды легче пережить кризис — отказ частного лица от их услуг не так чувствителен, как уход крупного предприятия. Мурман Бжания, Марина Куценко, а также менеджер по маркетингу крупнейшего участника рынка «Нестле ВотерКулерс Сервис» Мэри Гамзян отмечают, что в структуре заказов их компаний количество физических и юридических лиц примерно одинаковое. «За корпоративных клиентов все борются, хотя на них получается меньше зарабатывать из-за предоставляемых им скидок», — объяснила BFM.ru Кондратьева.

Сколько же тратит предприятие на то, чтобы обеспечить сотрудников питьевой водой? Мурман Бжания указывает, что среднерыночная цена 19-литровой бутыли колеблется в пределах 120-130 рублей, если же речь идет о натуральной природной воде, то отпускная цена возрастает до 220-230 рублей. Для абстрактного предприятия с численностью 50 сотрудников и средним ежедневным потреблением в один литр на человека ежемесячная потребность в воде будет составлять 1500 литров, то есть около 80 бутылей. Это обойдется руководству в 9600 рублей при самом дешевом варианте.

В домашнем потреблении бутилированной воды решающую роль играет, скорее, не финансовый фактор, а сложившиеся привычки. По данным Максима Клягина, сегодня уровень среднедушевого потребления питьевой и минеральной воды в России существенно отстает от аналогичных европейских показателей, составляя примерно 20-25 литров в год против 100-150 литров в странах Западной Европы. Мэри Гамзян добавляет, что наиболее высокое потребление бутилированной воды из российских городов наблюдается в Москве — 45 литров в год на человека, а в Восточной Европе потребляют примерно 40 литров в год.

«Все большее количество людей отказывается от употребления водопроводной воды для питья и приготовления пищи, — объясняет Марина Куценко. — Человеку, далекому от водной индустрии, не сразу становится ясно, что вода, очищенная даже самым современным домашним фильтром, хоть и теряет большую часть вредных примесей, но не становится от этого полезной».

Клягин отмечает, что рынок бутилированной воды в целом носит локальный характер: в большинстве регионов работает ряд относительно небольших по масштабам бизнеса местных игроков, оперирующих преимущественно в низком и среднем ценовом сегменте. По словам аналитика, в последние годы наблюдалась постепенная консолидация отрасли, а кризис может ускорить этот процесс — из-за сокращения спроса, падения продаж и снижения рентабельности бизнеса небольшие компании будут вынуждены уходить с рынка.

Слияния в отрасли происходят в основном на уровне средних участников рынка, подтверждает Алена Кондратьева. Один из путей выживания для них — объединение усилий в доставке своей продукции конечному потребителю. Рынок еще не полностью насыщен, особенно в регионах, куда по-прежнему приходят новые компании, — добавляет президент Союза производителей бутилированных вод России.

«Новые участники кулерного рынка появляются еще и из числа компаний, которые раньше занимались только производством полуторалитровых бутылок (ПЭТ), либо работали на рынке алкогольных напитков, — уточняет Кондратьева. — После того, как ввели новый закон о рекламе алкогольных напитков, многие водочники решают проблему рекламы с помощью выпуска бутилированной воды под той же маркой. Производители сока также часто принимают решение об отдельном выпуске воды, которая им нужна для подготовки соков. Затраты на производство для них минимальны».

По мнению Мэри Гамзян, сложная экономическая ситуация продолжит ограничивать рост рынка доставки воды. «Крупные компании-поставщики бутилированной воды, предоставляющие качественный продукт и высокий уровень сервиса, будут иметь преимущество над более мелкими. Постепенное улучшение экономических условий приведет к росту и развитию новых компаний-потребителей воды и улучшению благосостояния частного сектора, что будет способствовать развитию рынка доставки воды и увеличению клиентской базы», — резюмирует Гамзян.