На эту должность должны были назначить Максима Барского, но вопрос уже очень давно затягивается. Поговаривают о том, что может возникнуть и новая кандидатура. В то же время, как отмечают эксперты, конфликт акционеров, в котором все больше грязнет компания, не способствует скорому решению вопроса.

Максим Барский ждет должности уже два года. В свое время британские и российские акционеры вроде бы достигли компромисса по его кандидатуре, желая поставить во главе компании независимого человека. Но воз и ныне там. Возможную причину проволочки приводит гендиректор фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов:

«Самое главное то, что и британцы, и танкисты, они не особо довольны деятельностью Барских, потому что естественно они хотели бы на этой должности видеть своего человека и в этом плане хоть компромисс-то и был достигнут, но стороны с ним смириться-то не могут. То есть психологически получается, что Барский был плодом компромисса, но в реальности ни британцы, ни танкисты в нем не видят своего человека, что естественно, во-первых рождает к нему недоверие, а во-вторых, вызывает подозрение, что конкуренты могли как-то там уже с ним договориться».

Это не единственное объяснение. Источники, близкие к компании, отмечали, что, по мнению акционеров, Барский даже после длительной стажировки не дотягивает до нужного уровня. Поэтому на совете директоров может быть предложена новая кандидатура.


В то же время в компании намечается новый виток конфликта акционеров. Миноритарии, как считается, не без участия российских акционеров ТНК-ВР, подали иски к материнской ВР с требованием компенсации упущенной выгоды из-за срыва сделки между ВР и Роснефтью, в которой вместо ВР теоретически могла участвовать ТНК-ВР. Требуют ни много, ни мало пять миллиардов долларов. Создается впечатление, что ВР вообще хотят выдавить из России, говорит начальник аналитического отдела компании «Универ – Капитал» Дмитрий Александров:

«То, что всплывают вот эти иски миноритарных акционеров, с одной стороны, это нормально, безусловно, это в рамках правового поля. С другой стороны, явно это может быть таким инструментом более глубокого воздействия, может быть, и на присутствие ВР в России. Хотя естественно очень сложно себе представить сейчас ситуацию, когда ВР могла бы выйти из этого бизнеса, потому что с одной стороны бизнес интересен для нее, он генерирует хороший денежный поток, а с другой стороны, ситуация настолько в общем-то сложная, что вряд ли какой-то крупный иностранный инвестор захочет войти в долю, которая ВР принадлежит сейчас в ТНК-ВР».

Ранее на пост главы ТНК-ВР рассматривались несколько кандидатур, в том числе бывший гендиректор «Русала» Александр Булыгин, глава СУЭК Владимир Рашевский, экс-гендиректор «Норникеля» Денис Морозов и бывший член правления «Интерроса» Павел Скитович. Сам Барский недавно в интервью британским СМИ говорил, что готов покинуть ТНК-ВР, если до конца года не получит обещанную должность.

Александр Горлин, BusinessFM