РЖД намерены сдерживать темпы роста тарифов на пригородные пассажирские перевозки. Письмо с просьбой содействовать в данном вопросе руководство железнодорожной монополии направило в Министерство транспорта, Министерство регионального развития, Министерство здравоохранения и социального развития и Федеральную службу по тарифам, передает ПРАЙМ.

Компания просит ведомства повлиять на регионы в части политики сдерживания темпов роста тарифов на пригородные пассажирские перевозки, «максимально учитывающей интересы граждан России».

Определено 66 регионов, в которых население расходует выше 10% денежных средств от своих среднемесячных доходов на проезд в электропоездах. Среди таких регионов компания называет Еврейскую автономную область (население которой тратит более 43,1% от среднемесячных доходов), Удмуртию (33,3%), Амурскую область (33,1%), Курганскую область (30,8%), республику Марий Эл (30,0%).

Изменение роста тарифов в сравнении с уровнем инфляции является другим важным критерием, влияющим на оплату проезда на пригородном железнодорожном транспорте. Так, с 2007 по 2010 год в 63 субъектах индекс изменения тарифов на первую пригородную зону (первый покилометровый участок) превышает рост индекса потребительских цен (за соответствующий период составлял 1,47), отмечает компания. Индекс изменения стоимости проезда на среднюю дальность поездки за указанный период составляет по Кемеровской области — 3,74, Карелии — 2,70, Челябинской области — 2,19, Марий Эл — 2,19.

Для сравнения РЖД приводят индексацию тарифов в поездах дальнего следования в общих и плацкартных вагонах, которая устанавливается ФСТ — за 2007-2010 годы индексация тарифов нарастающим итогом составила 1,57, в текущем году — 1,10 (к 2010 году).

В своем письме компания называет регионы, в которых тарифы в 2011 году не индексировались к уровню прошлого года или индексировались темпами ниже, чем 1,11. Из документа следует, что безубыточность пригородных перевозок обеспечена только в столичном регионе. Убытки снижены более чем на 50% в Северной Осетии, Чечне, Хакасии, Красноярском, Хабаровском краях, Омской и Сахалинской областях.

Высокие тарифы на пригородное сообщение снижают ценовую доступность, влияют на увеличение числа безбилетных пассажиров, что в свою очередь ведет к снижению собираемости платы за проезд и, соответственно, к уменьшению доходных поступлений от пригородных перевозок, считают в компании.

С 2011 года перевозки пассажиров в пригородном сообщении осуществляют пригородные пассажирские компании. Они же предлагают регионам тарифы. В свою очередь власти субъектов устанавливают окончательный тариф на перевозку, чаще всего ниже экономически обоснованного уровня, а недостающую часть должны возмещать перевозчику.

На днях президент РЖД Владимир Якунин в личном блоге в ЖЖ сообщил, что безбилетный проезд пассажиров электропоездов ежегодно лишает бюджет перевозчиков 4 млрд рублей. Причем он сетовал, что «зайцы» «не видят (или не хотят видеть!) связи между стабильностью оплаты за проезд и качеством парка общественного транспорта, хотя эта связь очевидна».

Борцы с безбилетниками прорабатывают различные методы воздействия на нарушителей. Среди предложений — десятикратное увеличение штрафа за безбилетный проезд, а также передача полномочий по отлову «зайцев» транспортной милиции.