В Арбитражном суде Москвы сегодня прошло предварительное заседание по иску российского подразделения швейцарской компании Nestle к российскому подразделению компании Unilever. «Нестле Россия» требует признать ненадлежащей рекламу бульонов Knorr (марка Unilever). Истцу не понравился слоган «И никакой магии!». В среду стороны озвучили позицию по делу. Рассмотрение по существу назначено на 1 ноября.

Каждую из сторон представляли в суде несколько юристов. Представитель «Нестле Россия» изложил исковые требования. В соответствии с ними заявитель просил не только признать рекламу ненадлежащей и недобросовестной, но и обязать ответчика прекратить использование рекламного ролика «как нарушающего его права» и «дискредитирующего товарный знак Maggi».

Юрист пояснил, что в основу иска компания «Нестле» положила экспертное заключение высказываний в рекламном ролике, составленное Межрегиональным бюро судебных экспертиз им. Сикорского, а также практику Федеральной антимонопольной службы. «Мы также приводим доказательства того, как наш продукт рекламируется в других странах — Швеции, Турции, Италии и Испании», — рассказал представитель истца.

Юрист также заявил, что компания намерена апеллировать к судебным решениям, которые уже состоялись в странах Евросоюза «по сути, по таким же делам».«Unilever уже пыталась дискредитировать товарный знак Maggi и паразитировать на нем. Компания даже пыталась зарегистрировать такой же товарный знак, но получила отказ», — заявил адвокат.

Представитель ответчика, в свою очередь, выразила несогласие с предъявленными претензиями. По ее мнению, приложенный к иску социологический опрос потребителей, проведенный компанией «Нестле Россия», является недостаточным, так как опрашиваемым задавали наводящие вопросы.

Представитель Unilever высказала намерение провести альтернативное исследование, тем более, что компания уже достигла договоренности об этом со специалистами Высшей школы экономики и ВЦИОМом: «Нам осталось только заключить договор».

Юристы Unilever считают, что аргумент истца об использовании ответчиком приема недобросовестной конкуренции не имеет под собой оснований. «В соответствии со статьей 4 закона «О защите конкуренции» недобросовестная конкуренция подразумевает действия, направленные на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности», — сказала адвокат. Она также проинформировала суд, что в настоящее время ответчик собирает данные о продажах бульонных кубиков Knorr и Maggi, чтобы доказать, что компания Unilever не получила в результате оспариваемой рекламы выгоды. Кроме того, компания намерена провести киноведческую экспертизу.

До иска знакомое слово

Напомним, в рекламном ролике Knorr, который привел две компании к судебной тяжбе, снялся ресторатор и главный редактор журнала «Афиша.Еда» Алексей Зимин. Он перед камерой, помешивая готовящееся на плите блюдо, рекламирует достоинства Knorr, а затем произносит: «Никакой магии». Очевидно, он имеет в виду, что Knorr произведен из продуктов высокого качества.

«Нестле Россия», производящая кулинарные продукты под товарным знаком Maggi, как раз в этом слогане и усмотрела недобросовестную конкуренцию, поскольку по звучанию название продукта похоже на слово «магии», которое звучит с экранов телевизора.

До чего доведет созвучие

Вряд ли компания «Нестле Россия» добьется успеха в данном процессе, хотя не исключено, что подоплека в слогане все же есть, считает Василий Моисеев, юрист МКА «Николаев и партнеры». «Я понимаю, что слово «магии» и слово «Магги» похожи между собой по звучанию, однако они различны по своему смысловому значению, — рассказал он BFM.ru. — Слово «магия» — это не зарегистрированный товарный знак. Можно пытаться доказать, что слово «магия» сходно до степени смешения с товарным знаком «Магги», но ни один наш закон не запрещает употреблять общеизвестные слова, не зарегистрированные нигде, в том числе и в рекламных целях».

Алексей Зимин, снявшийся в ролике, полагает, что реклама не задумывалась для того, чтобы ущемить интересы компании Nestle. «Это, скорее, испытание чувства юмора. Я думаю, что русский язык с этой пластикой во всех проявлениях вполне готов к таким вещам. Когда я озвучивал, у меня не было никакого ожесточения, желания сильно поддеть бульон Maggi», — рассказал он BFM.ru.

Если же «Нестле» выиграет дело в суде, то она сможет рассчитывать не только на запрет на использование рекламы со «спорным» слоганом, но и на получение денежной компенсации, говорит Василий Моисеев: «Если факт нарушения признан судом, то уже есть право требовать компенсацию. В четвертой части ГК за неправомерное использование товарного знака, либо в других схожих статьях, подразумеваются компенсационные выплаты в размере от 10 тысяч до 5 млн рублей».

При этом юрист указывает, что такие дела набирают обороты. «В сфере зарегистрированных товарных знаков и марок количество процессов ежегодно увеличивается», — признает он.

За слоган ответишь!

Ранее производители в России уже были вынуждены отвечать перед профильными ведомствами за рекламные слоганы. В 2009 году ФАС признала незаконным выражение «Водка № 1 в России», которое использовал ликероводочный завод «Топаз» (ГК «Русский Алкоголь»), поскольку не были указаны критерии, по которым определяется предполагаемое первенство.

В 2008 году ФАС установила, что реклама подгузников Huggies Super-Flex вводит потребителей в заблуждение фразой: «Однажды малыш открыл секрет непревзойденной сухости и комфорта. Новые Huggies Super-Flex эластичнее, чем другие подгузники, поэтому идеально сидят, надежно защищая от протеканий». Заявления о непревзойденности в ведомстве сочли преувеличением.

В 2008 году петербургский дилер «РРТ Юго-Запад» начал кампанию «Opel Astra — и никаких фокусов с контрактами», который эксперты сочли недобросовестным сравнением с Ford Focus.

В 2007 году «Балтика» запустила телеролик, в котором ломается клин, удерживающий причальный трос. Его заменяли бутылкой «Арсенального». По просьбе Sun Inbev (производителя «Клинского») клин был вырезан.

А в 2006 году ФАС признала нарушение в рекламе подгузников Libero — антимонопольному ведомству не понравился рекламный слоган «нет подгузников суше». Рекламу признали ненадлежащей.