Автомобиль в Европе — привилегия богатых
Проходящий во Франкфурте автосалон рискует превратиться в разновидность «ярмарки миллионеров»: содержать машину в Европе становится все дороже. Из средства передвижения она снова становится роскошью. Не исключено даже появление двуклассового общества: тех, у кого есть автомобиль, и тех, кто не может себе его позволить
Читать на полной версииО предстоящем социальном разделении общества по автомобильному признаку на автосалоне во Франкфурте объявили представители Европейского автомобильного клуба (Auto Club Europa, ACE). «Владение автомобилем в Германии становится уделом богатых. Если эта тенденция будет прогрессировать, то нам грозит двухклассовое общество, которое разделит многих людей», — убежден руководитель этой организации Вольфганг Розе. Схожие прогнозы у представителей германского автомобильного клуба ADAC.
Андреас Хельцель, эксперт по транспортным вопросам, заявил о реальной опасности того, что вскоре «машина многим будет не по карману». По его словам, наибольший ущерб понесут те, кто вынужден ездить на работу на машине, а также семьи с детьми.
Эксперты ссылаются на статистику: затраты на содержание автомобиля за последние два года в Германии выросли на 7,2%. Динамика роста цен на топливо еще заметней — плюс 27%. ADAC склонен пенять на недостатки работы властей. По данным германского автоклуба, в год в виде налогов и сборов от автомобилистов государство собирает 53 млрд евро, а вот бюджетные траты на нужды автомобилистов составляют не более 17 млрд евро. Остальное исчезает в общем котле госбюджета.
Каким бы радикальным ни казалось утверждение о предстоящем автомобильном неравенстве, косвенных подтверждений ему на нынешнем салоне во Франкфурте-на-Майне можно найти немало. Германское общество по техническому надзору обнародовало результаты проверок на дорогах за первое полугодие 2011 года. Райнер де Биази, руководитель этой организации, сообщает о рекордно высоком количестве машин, состояние которых оставляет желать лучшего. Лишь 48% автомобилей, допущенных к езде по немецким дорогам, соответствуют всем стандартам. По мнению специалистов, автовладельцы экономят на ремонте и профилактике — нетипичная черта для нации автомобилистов. При этом каждая четвертая машина в Германии старше 12 лет, средний возраст немецкого авто – 8 лет. Из автомобилей старше 9 лет технические недостатки выявлены у 70%. Список претензий к ним, по замечанию контролеров, в десять раз длинней, чем к машинам не старше трех лет.
Экономисты замечают, что в последние годы автомобиль утратил свое значение в немецкой системе ценностей. «Для многих машина превратилась в такой же легкозаменяемый продукт, как и холодильник, — убежден Альфред Кусс, профессор экономики Свободного университета в Берлине. — Porsche уже трудно кого-либо впечатлить». По этой логике, теперь одну машину не только легко менять на другую, но и предпочесть ей, например, автобус или трамвай, благо, общественный транспорт в Германии выше всяких похвал.
Этот тезис подтверждает и всплеск интереса к эксклюзивным машинам. После финансового кризиса ожидалось, что рынок дорогих авто рухнет, однако этого не произошло. Напротив, премиум-сегмент растет в два раза быстрее, чем автомобильный рынок в целом. «При покупке машины сейчас особенно важна эмоциональная составляющая. Скромность вышла из моды, сейчас принято показывать, что ты имеешь», — замечает журнал Stern, напоминая, что из тех же соображений покупают и дорогие безделушки. «Сегодня на рынке очень много эмоционально нагруженных вещей. С автоконцернами конкурируют уже не другие автоконцерны, а, например, организаторы путешествий или строители площадок для гольфа», — добавляет Фердинанд Дуденхеффер из Center Automotive Research.