Закон не дает расправить крылья бизнес-джету
Участники международной выставки деловой авиации Jet Expo похвалили диспетчерские службы нашей страны, которые помогают им не только при взлетах и посадках
Читать на полной версииРазвитию бизнес-авиации в России не мешают ни климат, ни инфраструктура. Самым значимым препятствием на пути частных самолетов остаются законы. Об этом говорили участники международной выставки деловой авиации Jet Expo , завершившейся в минувшую пятницу. Выставка проходила на территории Центра бизнес-авиации «Внуково-3», где вниманию посетителей были представлены продукция и услуги известных участников рынка — самолетостроительных и авиакомпаний, операторов бизнес-джетов, сервисных и управляющих компаний.
Представители компаний-участников выставки говорили также о большом потенциале российского рынка и выражали надежду на быстрое развитие инфраструктуры. «Мы видим большой потенциал в России, потому что рынок здесь очень быстро растет. Постоянно увеличивается число потенциальных клиентов, — рассказал BFM.ru генеральный директор компании EuropStar (поставщик услуг в сфере деловой авиации) Вернэр Вельц. — Рынок большой, что делает его привлекательным. Что касается инфраструктуры, «Внуково», например, прекрасный, великолепный аэропорт. Остальные аэропорты, которые принимают чартерные рейсы, конечно, не столь хороши, что немного осложняет работу. Но, если будут полеты, аэропорты шаг за шагом будут развиваться». По его словам, главной сложностью в работе на российском рынке остается, несмотря на отмену в ноябре 2010 года разрешительного порядка взлета, необходимость получения большого количества документов от авиационных властей: «Конечно, здесь сложнее, чем в Европе — на каждое действие нужно получать разрешение. Но здесь прекрасные диспетчерские службы, они знают законы и помогают с этими сложностями бороться».
EuropStar — австрийская компания, один из крупнейших в Европе поставщиков услуг в сфере деловой авиации. Компания основана в 1999 году и с 2001 года осуществляет профессиональное управление самолетами частных клиентов. В авиакомпании работает 73 человека. Офисы открыты в Германии, Италии, Латвии и России. Лицензия EuropStar охватывает весь диапазон джетов. Сегодня у EuropStar 10 самолетов в управлении и 2 в собственности.
Мнение гендиректора EuropStar разделяют и представители самолетостроительных компаний. Об особенностях работы в России и предпочтениях российских клиентов в интервью BFM.ru рассказал президент компании Hawker Beechcraft в регионах Европа, Ближний Восток и Африка Шон МакГью.
— Как вы оцениваете перспективы развития компании в России?
— Hawker Beechcraft работает с Россией уже 40 лет. И если в прошлом самыми популярными были турбовинтовые самолеты King Air и малые реактивные HS125, то сейчас покупатели интересуются всем модельным рядом. И Россия для компании — один из самых привлекательных рынков, у нее очень большой потенциал.
Hawker Beechcraft Corporation — авиационно-космическое предприятие, с 1932 года разрабатывает и обслуживает самолеты для бизнеса, правительственных организаций, частных лиц по всему миру и военные самолеты. Штаб-квартира и основные производственные мощности находятся в США, Великобритании и Мексике. Имеет более 100 сервисных центров. В компании по всему миру работает более 6 тысяч человек. Объем продаж в 2010 году составил 2,8 млрд долларов, в этом же году Hawker Beechcraft построила 318 самолетов для частной авиации и авиации общего назначения. Всего с 1932 года компания выпустила 54 тысячи самолетов, 36 тысяч из которых эксплуатируется и сегодня. Каталожная цена: реактивные среднемагистральные Hawker 900 XP — 15 млн долларов, Hawker 4000 — 21,5 млн долларов; турбовинтовой King Air 350i — 7 млн долларов.
— Можно ли говорить, что российский рынок деловой авиации в данный момент не насыщен?
— Он далек от насыщения. Компания видит здесь много возможностей для развития бизнеса, поскольку территория страны очень большая. А для перемещения на большие расстояния самолет — очень удобный транспорт. Он подходит и для коммуникаций с Европой. Плюс к этому, в стране стремительно растет количество состоятельных людей. Наша компания за этим очень внимательно следит. За последний год число состоятельных людей в России увеличилось на 20%, и по этому показателю она опережает многие другие страны.
— Какие вы видите препятствия для развития бизнес-авиации в России?
— Сегодня бизнес-авиация получает новые возможности для развития, поскольку до недавнего времени — до ноября прошлого года — в России существовала разрешительная система полетов. Чтобы совершить перелет, нужно было связываться с авиационными властями, получать разрешение. Система была не очень удобной. В ноябре произошло изменение законодательства, и некоторые пилоты сейчас могут работать по уведомительной системе, просто сообщая, что полетят. Мы считаем, что это один из первых шагов на пути к упрощению законодательства. В конечном итоге оно должно стать таким, что операторы частной авиации смогут работать по тем же правилам, что и авиатакси. Пока же они следуют правилам коммерческих авиалиний, что очень сложно. А когда требования упростятся, то бизнес-авиация начнет работать как в США.
— Если сравнивать отношение властей к частной авиации в России и других странах БРИК, какие различия? Где проще работать?
— Пример стран БРИК очень показателен, потому что Бразилия и Индия упростили законодательство, регулирующее частную авиацию, что оказало положительное влияние на этот сектор, начался стремительный рост. По сравнению с этими странами в России пока правила очень жесткие, система не очень удобная. Но их пример очень показателен и демонстрирует, какой эффект подобные изменения могут оказать. В Китае правила упрощаются, но пока не достигнуты ступени Бразилии и Индии.
— Ваши основные клиенты в России, кто это?
— В основном — предприниматели, частные лица, компании. Самолеты покупают для ведения бизнеса, поскольку свой самолет помогает самостоятельно осуществлять перевозки, что положительно сказывается на бизнесе.
— Как вы оцениваете состояние российской инфраструктуры для авиации? Может ли авиация развиваться в таких условиях?
— Аэропорты и диспетчерские службы в России прекрасные, жаловаться тут не на что.
— Требуется ли какая-то доработка самолетов вашей компании специально для России с ее разнообразием климатических условий?
— Наши самолеты очень устойчивые, при любой погоде на них можно положиться. Какой-то серьезной модификации для России не требуется. Единственная трудность — опять же, законодательство. В данный момент компания работает над сертификацией своих продуктов и услуг в России с тем, чтобы когда ограничения будут сняты, компания смогла спокойно на этом рынке оперировать. Многие российские клиенты вынуждены регистрировать самолеты в других странах именно из-за законодательства. Если говорить о статистике, то в России сейчас зарегистрировано около 200 самолетов, а в Европе — примерно 5000. Если закон будет изменен, их количество может вырасти и в России.
— Какие самолеты предпочитают российские клиенты?
— Говорят, что чем больше, тем лучше. Но если говорить о реальных потребностях, то все зависит от конкретного покупателя. Есть люди, которые покупают Hawker 4000, которые позволяют летать на более дальние расстояния, брать на борт больше пассажиров, груза. В то же время есть и те, кому удобнее обходиться турбовинтовыми самолетами King Air 350. Он позволяет осуществлять перелеты на более короткие расстояния, но потребляет меньше топлива, он удобен. Есть и такие клиенты, которые покупают несколько самолетов, например, большой и маленький.
— Имидж, образ, финансовые возможности и потребности — запросы российского покупателя отличаются от западных?
— Разница есть. Русские покупатели хотят получить самое лучшее, что-то на самом деле красивое. Они максималисты, очень тщательно подходят к выбору интерьеров, выбирают самые лучшие, элегантные. Что касается каких-то специальных требований, то возможны многие модификации по части интерьера. Это все обсуждается индивидуально с заказчиками.
— Ваша компания делает все, включая отделку салона?
— Компания все модификации по интерьеру делает сама. Есть совместный центр. Покупатели могут вмешаться в процесс создания интерьеров на разных стадиях: на заводе в США либо уже в сервисном центре в Честере. Покупатели на любой стадии могут добавлять опции и сделать так, чтобы интерьер соответствовал их ожиданиям. Как правило, выбирают очень тщательно, часто деньги не на первом месте.
— Сколько заказов вы получили в этом году, на какие темпы роста рассчитываете?
— К сожалению, конкретных цифр мы сейчас дать не можем, поскольку год еще не закончился. На Россию у нас большие планы, в портфеле уже есть довольно много заказов. Ожидаем, что Россия станет самым быстрорастущим рынком.