После катастрофы Як-42 под Ярославлем 7 сентября, в результате которой погибли 44 человека и лишь одному удалось выжить, президент Дмитрий Медведев потребовал радикально сократить количество действующих авиакомпаний. Также, он поручил ужесточить требования к безопасности полетов.

Всего в России работает около 130 авиакомпаний. При этом, по данным министра транспорта Игоря Левитина, 85% регулярных перевозок осуществляют лишь 10 из них. Все остальные — это небольшие компании, которые работают на местных воздушных линиях или занимаются чартерными перевозками.

Позже, 12 сентября, критерии для сокращения числа перевозчиков дал Росавиации на совещании премьер-министр Владимир Путин. Он поручил при анализе деятельности авиакомпаний не только исходить из состояния их парка, «оборудования воздушных судов современными средствами контроля», но учитывать и «подготовку летного состава, слаженное взаимодействие с аэропортовыми службами». «Неважно, большая эта компания или маленькая, но она должна эти требования исполнять», — заявил премьер.

После совещания с премьером Росавиация незамедлительно взялась за дело, приступив к выполнению задачи по уменьшению числа авиакомпаний в стране. И вот, спустя всего несколько дней, стали известны первые результаты: глава ведомства Александр Нерадько заявил, что уже подготовлены документы относительно лишения лицензий трех российских авиакомпаний. При этом в черный список попали еще около 30 авиакомпаний, которые являются главными кандидатами для аннулирования сертификата эксплуатанта.

Правда, названия трех компаний, которые в ближайшее время лишатся лицензии, как впрочем, и 30 кандидатов, пока не называются. Отмечается лишь то, что все эти организации не отвечают ни финансовым требованиям, ни требованиям безопасности.

Известно также, что в настоящее время российское правительство работает над законопроектами, направленными на борьбу с авиакомпаниями, не отвечающим требованиям. Так, в случае нарушения правил полета будут налагаться штрафы, кроме того, станет возможной внесудебная приостановка деятельности компаний, чьи действия нарушают российские законы. Проект поступит в Госдуму к 20 декабря 2011 года.

Генеральный директор консалтинговой компании «Инфомост» Борис Рыбак считает, что заявление главы Росавиации о том, что ряд компаний не соответствуют и финансовым требованиям, и требованиям по безопасности, заставляет усомниться в компетентности ведомства.

«Как-то это все довольно странно выглядит. То есть в ходе обычной работы регулирующие органы считали, что это нормальные компании. А когда, соответственно, раздался приказ сверху — вдруг, откуда ни возьмись — 30 неподходящих компаний. Что это означает — что до этого Росавиация закрывала глаза на те нарушения, которые были в этих авиакомпаниях?» — задается вопросом Рыбак.

При этом эксперт отметил, что с антимонопольным регулированием в области воздушного транспорта, в России сложилась довольно странная ситуация. «У нас авиакомпании работают в условиях полностью либерализированного рынка, а аэропорты, аэронавигация, поставщики топлива — в условиях либо квазимонополии, либо просто чистой монополии. Это ведет к неизбежным последствиям: качество услуг ухудшается, цены растут, что создает дополнительное бремя для авиакомпаний, которые вместо того, чтобы зарабатывать и вкладывать в модернизацию, вынуждены этот процесс проводить медленно и болезненно», — рассказал Рыбак BFM.ru.

Директор аналитического департамента УК «Ингосстрах инвестиции» Евгений Шаго уверен, что уменьшение общего количества российских авиакомпаний в таком объеме просто опасно. «У региональных авиакомпаний нет денег, они, можно сказать, работают на выживание и новую технику они закупать не будут. Необходимо субсидировать перевозки, другого выхода просто нет. Иначе некоторые наши регионы останутся без транспортного сообщения. Это касается Сибири, Дальнего Востока, где летают в основном небольшие авиакомпании, располагающие небольшим парком. Причем, самолеты, в основном, советского производства», — рассказал Шаго Business FM.

Эксперт в области гражданской авиации, пожелавший остаться неназванным, отметил в разговоре с корреспондентом BFM.ru, что монополизация на рынке авиаперевозчиков не будет способствовать повышению качества услуг. «Иной раз выдвигаются такие требования, которые авиакомпания не способна выполнить. Например, обязательное использование оборудования для предупреждения столкновений, о котором часто говорят в последнее время. Но устанавливать 2 электронных коробочки стоимостью с самолет — экономическое безумие, учитывая, что это далеко не всегда нужно. Это европейские требования и связаны они с перегрузкой европейского воздушного пространства. А самолету, который летает из Якутии во Владивосток, это оборудование не так уж и нужно. Поэтому нельзя исключить, что действия властей могут быть связаны с попыткой монополизировать отрасль», — считает эксперт.

«Ространснадзор еженедельно публикует сведения о своих проверках, которых проводятся десятки. Так почему вдруг теперь какие-то авиакомпании лишаются лицензии. Здесь я бы от объекта управления стрелки перевел на субъект управления. Может быть, Минтранспорта не совсем где-то дорабатывает в чем-то?» — задается вопросом собеседник BFM.ru.

«Всего лишь винтик в системе»

Стоит отметить, что после крушения Як-42 некоторые российские СМИ заговорили о возможной отставке министра транспорта Игоря Левитина. Как ожидается, решение в отношении главы Минтранса будет принято после его выступления перед депутатами Госдумы 20 сентября.

Директор Института проблем глобализации Михаил Делягин считает, что в России чиновник может занимать пост, независимо от того, какие он показывает профессиональные результаты. «Иначе многие члены кабинета были бы посажены», — уверен политолог. По его мнению, возможная отставка Левитина может стать предвыборным ходом со стороны российских властей, но при этом Делягин отмечает, что министр — это «всего лишь винтик в системе».

Каждый десятый россиянин отказывался от авиаперелетов

Как выяснил исследовательский центр портала Superjob.ru, из-за страха попасть в авиакатастрофу или стать жертвой теракта, путешествуя на самолете, 10% россиян принимали решение отказаться от полета. «На самолетах российских авиакомпаний просто боюсь летать — они валятся как мухи в жаркий день»; «Это не фобия, но в последнее время я предпочитаю не летать на самолетах. Не верю в их надежность»; «Постоянно! Езжу только поездами уже лет пять! Полечу только на «Боинге» или «Эйрбасе», а наш авиапарк ужасен!» — говорят опрошенные респонденты.

Однако в подавляющем большинстве наши сограждане (90%) признаются, что никогда не отменяли авиапутешествия из-за подобных страхов. Как правило, россияне не отказываются от перелетов, так как жалеют деньги, потраченные на билет или путевку, не хотят нарушать обещания, данные родственникам или начальству, а кроме того, считают самолеты наиболее безопасным способом перемещения: «Несмотря на участившиеся случаи авиакатастроф, к самолетам у меня больше доверия, чем к автомобилям: на дороге мало ли кто навстречу может выехать?»; «Пришлось лететь, не было выбора!»; «Я фаталистка. Если суждено умереть от кирпича, свалившегося на голову, то никакая каска не поможет. Поэтому летать не боюсь, ведь судьбу не обманешь…».