Россия готова прикупить долгов еврозоны
Министр финансов России выразил готовность оказать матпомощь проблемным странам еврозоны, но только в случае выпуска «общих» еврооблигаций валютного союза
Читать на полной версииРоссия готова оказать материальную помощь странам Европы, переживающим серьезный долговой кризис, и покупать еврооблигации валютного союза — в том случае, если решение об их выпуске будет принято. Об этом в интервью агентству Reuters заявил министр финансов России Алексей Кудрин.
Москва также продолжит работать с обязательствами отдельных стран Евросоюза ради диверсификации своих рисков. Кроме того, наша страна ведет переговоры о финансировании с Кипром, результат которых может быть известен в течение ближайшего месяца.
«Мы [Минфин] свои валютные резервы держим на счетах в Центральном банке, и наши средства в общем объеме золотовалютных резервов размещаются... в том числе на европейских рынках в облигации», — сообщил Алексей Кудрин.
«45% резервов — это евро. Безусловно, это гособлигации всех ведущих стран зоны евро. И как только вы видите, что на 10 млрд долларов золотовалютные резервы России выросли, значит, точно 4,5 млрд долларов вложены в облигации стран еврозоны», — отметил министр.
По состоянию на 2 сентября этого года золотовалютные резервы России достигли 543,4 млрд долларов. Это трехлетний максимум.
Между тем, российский Минфин сам активно проводит политику заимствований. К тому же министр финансов не скрывает, что правительство России после выборов Думы и президента будет вынуждено повысить налоги — в том случае, если не откажется от части предвыборных обязательств.
«Сегодня политическая стабильность в России очень высока. Поэтому власти на выборах можно обещать что угодно и вести себя как угодно. Основа стабильности — в поступлении дохода от экспорта сырья», — говорит генеральный директор УК «Солид Менеджмент» Юрий Новиков. По его словам, заботиться о соседе России тоже надо — чтобы еврозона не забуксовала лет на 5–10, нужно поддерживать ее жизнеспособность и помогать справиться с трудностями, то есть Россия должна способствовать «переводу революционного решения долговой проблемы в эволюционное русло, в замедленное, без кровопусканий». И если Евросоюз выпустит свои консолидированные еврооблигации, то Минфину России не нужно будет покупать отдельно взятые долги Греции, Италии или какой-то другой страны. «Объединенные еврооблигации всех стан еврозоны — это будут такие бумаги, когда в одной корзине находятся мусорные и высококлассные облигации, ответственность по которым размыта, следовательно, и риски тоже», — считает Новиков.
«Речь идет о вложении золотовалютных резервов, которые не хранятся конкретно в валюте, а, как правило, инвестированы в долговые бумаги. Понятно, что евробонды в случае их выпуска будут иметь доходность и надежность, притянутую к немецким и французским бумагам, а не к итальянским или греческим», — говорит аналитик ИК Валерий Дмитриев.
Государства еврозоны создали в 2010 году Европейский фонд финансовой стабильности, в котором собрано 750 млрд евро с целью направить их на борьбу с финансовым кризисом. Фонд имеет право выпустить облигации на сумму до 440 млрд евро под гарантии стран-членов зоны евро. Помимо этого, ряд стран еврозоны призывает валютный союз выпустить единые еврооблигации, чтобы помочь переживающим долговой кризис периферийным странам привлекать средства по низким процентным ставкам, однако этому противятся Германия и Франция.
«Возможно, у нас осталась какая-то часть в проблемных облигациях еврозоны, но тогда их можно конвертировать в более надежные бонды. Переговоры с Кипром носят, скорее, имиджевый характер — возможно, это связано с большим количеством наших офшорных компаний, но там речь идет явно не о миллиардах евро», — считает Валерий Дмитриев.
«Я считаю, что налоги в стране будут расти в любом случае и долги государства — тоже. Но это долгосрочная перспектива. Мы ничем не лучше и не хуже других, и путь развития у нашей страны один — брать в долг у одних и одалживать другим», — отмечает Новиков.
«Исходя из вышесказанного, доходность тех евробондов, которые будет покупать наш Минфин, не имеет никакого значения. Стабильность страны и ее соседей важнее. При этом важно, чтобы избыток наличности не упал на неподготовленную экономическую инфраструктуру России. Поэтому Минфину надо покупать еврооблигации при доходностях хотя бы выше нуля», — говорит Юрий Новиков.
«Мы сказали, что если будет существенно расширен механизм стабилизационного фонда [еврозоны] — облигации, евробонды, то мы с удовольствием в этот фонд войдем, — сказал Кудрин. — Мы готовы часть средств вложить через [единые] евробонды, но в любом случае мы будем работать и через страны. Мы всегда будем риски диверсифицировать по разным странам».