Названы основные версии крушения Як-42 под Ярославлем
Это мог быть человеческий фактор или технологический сбой в системах самолета. Но не это главное. Очередная транспортная катастрофа вновь унесла жизни людей. Почему подобное в России случается с пугающей периодичностью?
Читать на полной версииСпециалисты называют две основные версии крушения Як-42 под Ярославлем — человеческий фактор и технологический сбой в системах самолета. Между тем, западные СМИ довольно жестко отреагировали на очередную российскую трагедию, раскритиковав систему госконтроля за авиаперевозками пассажиров. Тема гибели людей под Ярославлем стала сегодня и самой запрашиваемой в поисковой системе Google.
На месте крушения Як-42 под Ярославлем спасатели обнаружили тела всех 43 погибших. Как сообщает МЧС России, тело последнего погибшего нашли в обломках фюзеляжа. Двух человек удалось спасти, они находятся в больнице в тяжелом состоянии — это хоккеист Александр Галимов и летчик Александр Сизов.
Напомним, самолет Як-42 авиакомпании «Як Сервис» разбился 7 сентября при взлете рядом с аэропортом «Туношна» в Ярославской области. На борту самолета находилось 45 человек, из них 37 пассажиров и 8 членов экипажа. Этим рейсом летели в Минск игроки хоккейной команды «Локомотив» на первый матч чемпионата КХЛ.
С родственниками пострадавших и погибших при аварии в настоящее время работают десятки психологов Центра экстренной психологической помощи МЧС России. Также работает «горячая линия» — 8 (495) 626-37-07. На сайте ведомства опубликован полный список экипажа и пассажиров, находившихся на борту разбившегося Як-42.
Основные версии трагедии
В четверг, 8 сентября, рано утром прошло заседание оперативного штаба МЧС. На нем замминистра транспорта Валерий Окулов заявил, что рассматриваются две версии крушения — либо человеческий фактор, либо технологический сбой в системах самолета. «Уже сегодня бортовые самописцы будут сняты и по возможности доставлены в Москву. Кроме того, также будут расшифровываться речевые самописцы. Однако сейчас уже можно сказать, что самолет не отклонялся при наборе скорости и его не шатало по взлетно-посадочной полосе», — сообщил Окулов, отметив при этом, что, по данным специалистов, самолет задел шасси антенну вышки, и пока непонятно, почему это произошло.
Замминистра транспорта также отметил, что длины взлетно-посадочной полосы совершенно точно хватает для нормального взлета самолета такого класса: ее длина 3 км, и она приспособлена к эксплуатации даже Ил-96 (изначально нехватка длины взлетной полосы выдвигалась в качестве одной из версий трагедии). Помимо этого, по словам Окулова, Як-42 был заправлен не под завязку, не перегружен, а соответственно, «этого расстояния хватило бы, чтобы 3 раза взлететь». Также отмечается, что погодные условия 7 сентября были хорошими, видимость отличная, а полоса сухой. «Практически идеальные условия для взлета и посадки», — сказал Окулов.
Топливо, которым заправляли Як-42, было арестовано и отправлено на экспертизу. Как ожидается, экспресс-заключение будет готово уже сегодня.
По данным Росавиации самолет, потерпевший крушение, был выпущен в 1993 году и имел сертификат летной годности до 1 октября текущего года. Ведомство также особо отмечает, что судно перед самым вылетом прошло оперативную форму технического обслуживания — замечаний не было.
Представитель компании «Авиационный чартерный сервис» Сергей Вехов напоминает, что аварии подобного рода уже происходили с Як-42, и призывает не исключать ни одну из возможных версий трагедии. «Это может быть плохое топливо. Возможно, в этом причина, а, может быть, произошел отказ системы управления. Я помню: давно, когда мы продали Китаю Як-42, там было несколько катастроф именно на взлете, потому что неправильно устанавливали руль высоты. У него было неправильное положение — вместо взлетного на посадочное. Может быть, именно поэтому произошла какая-то ошибка», рассказал Вехов Business FM.
Независимый эксперт, генерал-майор авиации Николай Безбородов считает, что человеческий фактор мог действительно стать причиной трагедии. «Эту версию необходимо очень тщательно рассматривать. Необходимо выяснить, что это был за экипаж, сколько он налетал, как характеризовался», — сказал Business FM эксперт.
Деятельность «Як Сервис» может быть прекращена
Стоит отметить, что в 2009 году Европейское агентство по авиационной безопасности поставило компанию «Як Сервис» на последнее место в рейтинге уровня безопасности полетов российских авиакомпаний, выполняющих полеты в Европу. Однако по данным Международной авиационной федерации, Як-42 имеет самые высокие показатели безопасности полетов.
Между тем, компания-владелец самолета отказывается как-либо комментировать ситуацию. Генпрокурор Юрий Чайка уже поручил московскому межрегиональному и северо-западному транспортным прокурорам проверить соблюдение законодательства этой авиакомпанией.
Замминистра транспорта Валерий Окулов сообщил, что по результатам проверки могут быть введены ограничения на деятельность компании «Як Сервис», либо вообще будет принято решение о ее приостановке. При этом он отметил, что «Як Сервис» — компания, которой принадлежат 10 самолетов, совершающих VIP-перевозки, и пока говорить о каких-либо нарушениях в ее деятельности рано.
Выплаты семьям погибших
Губернатор Ярославской области Сергей Вахруков уже сообщил, что семьям погибших будет выделено по 300 тысяч рублей из областного бюджета, и по 2 млн рублей из федерального.
Между тем, ответственность перед пассажирами и членами экипажа разбившегося в среду под Ярославлем Як-42 была застрахована в страховой компании «Лексгарант». В соответствии с Воздушным кодексом страховая выплата за каждого погибшего пассажира составляет 2 млн рублей плюс 25 тысяч рублей — расходы на погребение. В страховой компании заявили, что все договора перестрахованы и обязательства по ним будут выполнены в полном объеме.
В страховой группе «Уралсиб», где были застрахованы хоккеисты «Локомотива», также заявляют, что компания примет все меры для оперативной выплаты в полном объеме денег семьям погибших. Гендиректор «Уралсиба» Сирма Готовац рассказала Business FM, что по договорам был застрахован риск смерти спортсменов в результате несчастного случая во время тренировок, соревнований и хоккейных сборов.
«Безусловно, страховая группа как ответственная страховая группа выполнит все свои обязательства, предусмотренные договором в полном объеме. Мы сейчас понимаем, как тяжело родным. И поэтому в ближайшие дни наши сотрудники свяжутся с семьями, и формальности не займут много времени», — заверила Готовац.
«Локомотив» попытаются возродить
Хоккейным чиновникам, между тем, предстоит решить, что делать с нынешним чемпионатом КХЛ и как воссоздать «Локомотив». Сегодня правлением хоккейной лиги было принято решение о переносе стартовых матчей чемпионата. За три дня должны были пройти 16 игр регулярного сезона.
«Мы приняли важное решение приостановить начало Чемпионата», — заявил председатель совета директоров КХЛ Вячеслав Фетисов. Информация о сроках начала турнира будет обнародована в ближайшее время.
Что касается «Локомотива», то ярославская команда до 14 сентября должна были провести четыре матча. Вероятно, в ближайшее время эти игры будут перенесены на более поздние сроки.
Губернатор Ярославской области Сергей Вахруков, президент РЖД (генеральный спонсор клуба) Владимир Якунин и глава лиги Александр Медведев пообещали возродить в Ярославле хоккейную команду. Глава КХЛ сообщил, что клубы лиги готовы оказать любую помощь «Локомотиву» в формировании состава. «Клубы сказали, что они готовы отправить своих лучших игроков в Ярославль. Сами игроки сказали, что они готовы вернуться. Много воспитанников Ярославля играет по всей стране и за рубежом. Искренне люди звонят и говорят, что готовы играть за «Локомотив»», — заявил Медведев.
Однако пока неясно, каким образом «Локомотив» будет составлять новую заявку. Не исключено, что руководство КХЛ в итоге примет особое решение, которое может идти вразрез с существующими правилами.
В любом случае, эксперты отмечают, что состав «Локомотива», команды, которая в последние годы была на ведущих ролях в российском хоккее, был одним из самых сильных в стране.
В числе погибших — Йозеф Вашечек и Павел Демитра, которые составляли самую результативную связку нападения плей-офф'2011. Один из лучших игроков КХЛ чех Ян Марек, чей переход в ЦСКА год назад наделал немало шума, также был на борту Як-42. Погибли игроки сборной России — Геннадий Чурилов, любимец всего Ярославля Иван Ткаченко, Алексей Мхнов, Виталий Калянин, легендарные Игорь Королев и Александр Карповцев, лучший шведский голкипер последнего десятилетия Стефан Лив.
Президент ФХР Владислав Третьяк сказал Business FM, что необходимо сделать все, чтобы «Локомотив» смог вернуться в российский хоккей. «Мы придумаем, как эту команду восстановить. Есть ведь и хоккеисты молодежной команды в Ярославле. Трудно сейчас сразу сказать. В любом случае, случившееся — это кошмар. Его нужно как-то пережить» — сказал Третьяк.
При этом президент ФХР заявил, что сборная России по хоккею откажется от полетов на самолетах Як-42. Однако, отметил Третьяк, президент федерации может говорить только о национальных сборных. Вопрос о том, как поступят клубы КХЛ, остается на их усмотрение.
Падают во всем мире, но у нас в разы чаще
По данным Международной ассоциации воздушного транспорта, у России и у других бывших советских республик самые плохие в мире показатели безопасности на воздушном транспорте. Причем в 2007 году Россия была признана ассоциацией самой опасной страной в отношении авиаперелетов.
Западные СМИ уже отреагировали на авиакатастрофу в Ярославле, причем сделали это в жесткой форме. «Катастрофа Як-42 говорит о плохих показателях безопасности Росавиации, — заявил корреспондент ABC News Норман Хермант. — Это очередная громкая трагедия в российской авиации, причем она случилась в городе, куда должен был прибыть президент Медведев на международный форум. Поэтому, конечно же, поднимается много вопросов о стареющем авиапарке гражданской авиации в России».
Такого же мнения придерживается и ряд других западных СМИ. «Эксперты давно обеспокоены состоянием Росавиации после распада СССР. Россия хотела продемонстрировать, что Ярославль современный и динамичный город. Эта катастрофа нанесла серьезный удар», — пишет CBC news.
«Авария Як-42 накладывает тень на видение президента России Дмитрия Медведева о современной России, которое он продвигал в своих выступлениях в преддверии президентских выборов», — комментирует The Telegraph.
«Авиакатастрофа нанесет ощутимый удар по российскому хоккею. Миллиардеры и такие крупные госкомпании, как «Газпром», накачивают деньгами хоккейную лигу, строят арены и увеличивают зарплаты, чтобы удержать игроков и нанять западных звезд. Но эта катастрофа заставит легионеров дважды задуматься, получая предложения из России», — говорится в статье The New York Times.
«В последние годы Россия и другие бывшие советские республики продемонстрировали один из худших показателей авиабезопасности. Эксперты полагают, что одной из причин этого являются изношенность бортов, слабый государственный контроль, плохая подготовка пилотов, сокращение расходов и менталитет», — делает вывод Independent.
Одной из главных проблем российской авиации большинство западных экспертов в один голос называют слабый контроль со стороны государства. Как следствие, низкое качество подготовки летчиков и стремление на всем экономить приводит к тому, что аварийные посадки в России случаются с тревожной регулярностью, говорят специалисты.
При этом отмечается, что, к примеру, в США или в Европе системы контроля являются независимыми, что способствует выявлению гораздо большего количества ошибок и недочетов и повышению безопасности полетов. В России же, отмечают западные эксперты, контроль отдан на откуп Ространснадзору, находящемуся в подчинении у министра транспорта Игоря Левитина. В результате после очередной трагедии следуют лишь громкие заявления и частные уголовные дела, а сама система не меняется.
Летчик-испытатель, герой России Магомед Толбоев согласен с такой оценкой. «Катастрофы страшные, а причины очень простые. Это полностью морально устаревший авиационный парк России, который достался по наследству от Советского союза. А беспощадная эксплуатация самолетов не обеспечивает должного технического контроля», — рассказал он Business FM.
«У нас нет госконтроля и надзора за авиакомпаниями и эксплуатацией авиационной техники. Сейчас тоже причину найдут — это не так сложно сделать. Но самолет не падает просто так. Ни один самолет не может просто так взять и упасть», — считает Толбоев.