«Северный поток» — козырь Путина против Украины
С запуском «Северного потока» Украина теряет эксклюзивное положение страны-транзитера российского газа в Европу, заявил на церемонии начала заполнения газом первой нитки трубопровода премьер-министр Владимир Путин. Таким образом, Москва публично поставила «Северный поток» в контекст газового спора с Киевом
Читать на полной версииРегулярные поставки российского газа в Германию по дну Балтийского моря должны начаться в конце октября или в ноябре.
Вторая нитка проложена примерно на треть. После ее завершения суммарная пропускная способность «Северного потока» составит 55 млрд кубометров газа в год.
Строго говоря, Украина никогда не была единственной «транзитной державой», деля эту роль с Белоруссией. Тем не менее, предстоящий запуск «Северного потока» действительно создает альтернативу украинскому маршруту и отчасти ослабляет переговорные позиции Киева.
Как пояснил Русской службе Би-би-си нефтегазовый аналитик Михаил Крутихин, испытание газопровода — технически сложное мероприятие, которое планируется заранее и не может быть приурочено к текущим событиям.
Тем не менее, с точки зрения Москвы, оно происходит исключительно вовремя.
В понедельник министр иностранных дел России Сергей Лавров по итогам московских переговоров с украинским коллегой Константином Грищенко заявил, что Россия готова перенести спор с Киевом из-за цен на газ в международный суд.
«Северным потоком» по Януковичу
«Как у любой транзитной страны, всегда есть искушение попользоваться своим транзитным положением», — пожурил украинцев Путин.
По мнению Киева, Россия вовсю пользуется положением монопольного поставщика, требуя за свой газ непомерную и несправедливую цену.
В опубликованном во вторник интервью изданию «Коммерсантъ» президент Украины Виктор Янукович заявил, что «цена для Украины некорректная, условия выписаны как будто для врага», и что «позиция России для нас категорически неприемлема, если она не изменится, мы пойдем в международный арбитраж».
В отличие от белорусского лидера Александра Лукашенко, Янукович не делал эмоциональных заявлений наподобие известного «В землянки пойдем, но на шантаж не поддадимся!» Однако позицию Киева Янукович обозначил предельно четко.
По словам Михаила Крутихина, вокруг газового транзита идет большая экономическая и политическая игра.
«Тестирование «Северного потока» идет по графику и с обострением спора с Украиной непосредственно не связано. Это простое совпадение», — говорит он.
«Проблема в другом. Если посмотреть на контракты, заключенные «Газпромом» в Европе, то, как ни считай, набирается не больше 12-14 млрд кубометров в год, то есть только на половину одной нитки. А ведь есть еще и вторая. Что касается третьей, четвертой и пятой, Германия от них уже отказалась», — напоминает эксперт.
После переговоров с Дмитрием Медведевым в Ганновере 19 июля канцлер Ангела Меркель сообщила, что дополнительные нитки «скорее всего, не понадобятся». Сопровождавший Путина вице-премьер Игорь Сечин во вторник заявил, что «третья нитка газопровода имеет право на существование с учетом развития ситуации с Украиной».
Осталось убедить в этом Берлин.
Как полагает Михаил Крутихин, Россия намеренно занимает на переговорах с Киевом крайне жесткую позицию, чтобы «спровоцировать Украину на неадекватные действия» и «показать Европе, что Украина — ненадежная транзитная территория».
«Российское руководство прилагает к этому все усилия, — считает эксперт. — Выдвигает неприемлемые условия, вроде вступления в Таможенный союз или продажи всех газотранспортных сетей Украины «Газпрому», на что Украина согласиться в принципе не готова. Это нажим на Украину, чтобы спровоцировать «газовую войну» и убедить Европу переключаться на «Северный поток», а если удастся, склонить ее к строительству «Южного потока».
Сложный механизм
Киев считает несправедливым, что Украина должна платить за соседский газ больше, чем Германия.
«Мы хотим лишь вернуться в цивилизованное русло, к рыночной европейской цене, — заявил президент Виктор Янукович в интервью «Коммерсанту». — Формула цены 2009 года сомнительная, мы не можем с ней согласиться. Если посмотреть на реальные цены, например, в Германии, то мы платим приблизительно на 200 долларов больше. Речь исключительно о возврате в справедливой цене — это немецкая цена минус 70 долларов транспортного тарифа от границы России до Германии».
Мировые цены на все сырьевые товары, в том числе на нефть, колеблются в зависимости от спроса и предложения. Часть потребляемого Европой газа продается там на аналогичных условиях, на так называемом спотовом рынке.
«Газпром» настаивает на заключении многолетних контрактов с заранее оговоренной ценой, при этом в механизме ее формирования и изменения разбираются только специалисты.
Существуют несколько формул, так называемых «корзин», по которым рассчитывается цена для разных стран. Традиционно за основу брались цены на топочный мазут и соляр, но в последнее время в отношении Италии, Германии и Франции «Газпром» согласился частично учитывать также более низкие цены спотового рынка. Украина теперь хочет того же самого.
При этом Ангела Меркель после переговоров с Медведевым дала понять, что и нынешние цены Германию не вполне устраивают. «Чем дешевле будет российский газ, тем выше будет вероятность того, что он понадобится», — заявила она на пресс-конференции.
«Мы не бедные родственники. Мы — независимое государство. Не нужно радоваться тому, что они нашли способ в 2009 году заставить Тимошенко подписать это соглашение», — заявил Янукович, отвечая Дмитрию Медведеву, который на днях обвинил Украину в иждивенчестве.
Бывший премьер-министр Украины Юлия Тимошенко в настоящее время находится под судом по целому букету обвинений. Москва, забыв о нелюбви к «оранжевым», выступает с заявлениями в ее защиту.
Неясные перспективы
Упомянутое Януковичем соглашение было подписано 19 января 2009 года в присутствии Тимошенко и Путина сроком на 10 лет. Нынешние власти Украины считают его незаконным и крайне невыгодным для страны.
В начале сентября украинский премьер Николай Азаров сообщил о намерении Киева ликвидировать государственную компанию «Нафтогаз Украины», от имени которой заключалось соглашение. По мнению украинской стороны, это аннулирует прежние договоренности. Москва с таким подходом не согласна.
Михаил Крутихин воздержался от прогнозов касательно перспектив возможного рассмотрения дела в Стокгольмском арбитраже и Международном суде в Гааге.
«Предсказывать что-либо очень трудно. С одной стороны, немецкая фирма RVE, подав в Стокгольмский арбитраж на «Газпром», выиграла дело. С другой стороны, в данном случае перспективы Украины кажутся более сомнительными, поскольку контракт подписывался в присутствии глав правительств двух стран», — говорит он.
Что касается альтернативных маршрутов транспортировки газа, то, по оценке Крутихина, реальная возможность «прижать» Украину появится у Москвы только в случае строительства «Южного потока» с планируемой мощностью в 63 млрд кубометров газа в год. Одного «Северного потока» для этого недостаточно, утверждает эксперт. «Северный поток» в его нынешнем виде не может компенсировать объем транзита через Украину. Тем более, что он идет в другом направлении, обслуживает южную Европу, доходя до Италии. Поставлять туда газ через Германию с логистической точки зрения совершенно невыгодно».
Пойдет ли Европа на расширение «Северного потока» и создание «Южного», видя, сколь жестко Россия ведет себя с теми, кто попадает от нее в зависимость?
Пока в странах ЕС преобладает другая тенденция: по крайней мере, не наращивать объемы закупаемого у Москвы газа, решая энергетические проблемы за счет освоения альтернативных источников и энергосберегающих технологий.
«Газпрому» придется приложить очень серьезные усилия, чтобы склонить к этому Европу, — полагает Михаил Крутихин. — Если же проект «Южного потока» будет отвергнут, тогда «Газпром» окажется в щекотливом положении. Придется договариваться с Украиной об условиях транзита, и Украина тоже сможет разговаривать с позиции силы».
Артем Кречетников, Би-би-си, Москва