Польская комиссия по расследованию Смоленской катастрофы утверждает, что спасти людей после катастрофы президентского самолета Ту-154М было нельзя. Это не снимает некоторой ответственности с представителей российских экстренных служб, которые, по мнению польской стороны, действовали с запозданием. Об этом говорится в дополнениях к отчету польской комиссии по катастрофе, которые опубликовала RzeczPoszpolita.

Отчет в целом подтверждает выводы комиссии МАК. Погодные условия в Смоленске в момент посадки делали ее практически невозможной. Польские специалисты не говорят о виновниках катастрофы, однако указывают на недостатки, которые необходимо исправить.

«Первый экипаж «скорой помощи» прибыл на место через полчаса после столкновения самолета с землей… На аэродроме не было пожарных машин, которые могли бы быстро потушить пожар. Огонь не распространился на землю из-за того, что самолет упал на влажную почву и на его борту не было большого количества топлива», — говорится в отчете комиссии. Поляки рекомендуют российским медикам и пожарным в будущем не допускать подобных недочетов.

Польские службы и спецслужбы получили от авторов комиссии более 40 рекомендаций. Самолеты следует оборудовать другими системами связи и предупреждениями бедствия. Пассажиры и пилоты должны быть готовы покинуть борт с парашютом, считают авторы отчета. По их мнению, специалисты польской армии также должны пересмотреть отдельные параметры подготовки пилотов для спецтранспорта.

Ту-154 президента Леха Качиньского разбился 10 апреля 2010 года при заходе на посадку на аэродром «Смоленск-Северный». В самолете находились сам президент, его супруга и часть руководства страны. Падение самолета стало трагедией для всей страны. В польском обществе появлялись самые разные версии трагедии вплоть до конспирологических («заговор русских против Польши»).

Согласно официальным данным, самолет разбился из-за отказа пилотов зайти на второй круг. Катастрофа привела к серьезным изменениям и перестановкам в руководстве польской армии. Премьер-министр Дональд Туск принял отставку министра обороны и уволил нескольких генералов. В августе 2011 года прокуратура Польши сообщила о возбуждении уголовного дела против двух офицеров, которых подозревают в причастности к смоленской катастрофе.