Ситуация с дефицитом топлива в московских аэропортах не решена. В пятницу, напомним, стало известно о перебоях с поставками авиационного керосина, о чем BFM.ru заявил помощник генерального директора ФГУП «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации» Андрей Прянишников. Эту информацию подтвердили представители «Внуково», «Шереметьево» и «Домодедово».

На московский авиаузел приходится более половины от общего объема пассажирских авиационных перевозок России. В прошлом году три аэропорта перевезли 51,1 млн человек. В конце декабря прошлого года — в активный летный сезон — в «Шереметьево» и «Домодедово» из-за последствий ледяного дождя были отменены более 200 рейсов, не смогли вовремя вылететь около 20 тысяч пассажиров.

По состоянию на понедельник, 5 сентября, в аэропорту «Внуково» запасы топлива рассчитаны на два дня. Новая поставка ожидается сегодня, сообщили BFM.ru в пресс-службе аэропорта. В «Шереметьево» запас рассчитан на трое суток, сообщил BFM.ru официальный представитель аэропорта Роман Генис. В «Домодедово» топлива хватит на трое суток. «Это неснижаемый остаток, который пополняется в ежедневном режиме нефтяными компаниями из законтрактованного топлива», — сообщила BFM.ru официальный представитель аэропорта Елена Селянченкова. Аэропорт работает в штатном режиме.

Дефицит топлива может возникнуть не только в Москве, но и в Екатеринбурге — в аэропорту «Кольцово». Из 14 тысяч тонн авиационного керосина, требуемого на текущий месяц, там законтрактовано только 6 тысяч тонн, сообщает Росавиация. «Поставка остального необходимого объема авиационного топлива не получила подтверждения», — утверждают в ведомстве. — На нефтяной бирже в Омске авиационный керосин отсутствует».

«Сейчас ожидается решение по выделению топлива из Росрезерва», — уточнила BFM.ru представитель «Домодедово». Ранее Андрей Прянишников сообщал о том, что Минтранс обратился в Росрезерв с просьбой выделить дополнительно 180 тысяч тонн топлива для разрешения ситуации. А Минэнерго РФ для решения проблемы рассматривает вопрос об увеличении минимального запаса топлива в аэропортах до объема, которого хватало бы на семь-десять дней.

В июле 2011 года суммарные поставки авиационного керосина московскому авиаузлу составили 340,6 тысячи тонн. В августе прошлого года — 324,95 тысячи тонн, в сентябре 2010 года — 316,63 тысячи тонн, сообщили BFM.ru в ИЦ «Кортес».

К разрешению ситуации уже подключилась Генеральная прокуратура. Сегодня ведомство сообщило, что организовало проверку исполнения законодательства о поставках авиатоплива. «В связи с диспропорцией спроса и предложения на рынке авиационного топлива, снижением минимальных запасов топлива, необходимых для бесперебойной работы аэропортов московского авиаузла и «Кольцово» (г. Екатеринбург), возникла угроза массового нарушения прав пассажиров», — говорится в официальном сообщении Генпрокуратуры. Информация для проведения проверки направлена и в ФАС. В случае возникновения перебоев в авиаперевозках транспортные прокуроры должны будут принять «исчерпывающие меры» по защите прав пассажиров, в том числе по обеспечению их гостиницами, питанием и пр.

Премьер Владимир Путин также готов одключиться к решению проблемы. В частности, пресс-секретарь главы правительства Дмитрий Песков сообщил, что при необходимости выделения топлива из Росрезерва для нужд аэропортов Москвы постановление об этом будет подписано незамедлительно.

Генпрокуратура, ФАС и Владимир Путин не в первый раз подключаются к решению острых «топливных» вопросов. В апреле этого года, когда в ряде регионов возник дефицит бензина, спровоцировавший рост цен, премьер поручил «разобраться» профильным ведомствам. В итоге, в дело вмешалась Генпрокуратура и региональные управления ФАС. После этого введенные ограничения на продажу топлива были сняты. Впоследствии алтайское управление ФАС возбудило дело по признакам согласованных действий между компаниями «Роснефть-Алтайнефтепродукт» и «Газпромнефть-Алтай». В июне УФАС признал нарушение.

Пока ведомства проводят проверки, ряд российских авиакомпаний увеличил объемы заправки за границей, сообщила BFM.ru директор по связям с общественностью ГК «Аэрофьюэлз» Анастасия Матюшина. Компания обеспечивает заправку в более чем тысяче аэропортов мира. «Ситуация с дефицитом топлива только на прошлой неделе получила огласку. Но сам дефицит наблюдается последние две недели. Мы готовы выделить дополнительно до 100 тысяч тонн топлива для заправки самолетов за границей, чтобы облегчить ситуацию на московском авиаузле. При этом цены заправки сопоставимы. А в ряде случае заправка самолета в других странах обойдется немного дешевле, чем в московских аэропортах. Средние цены с учетом НДС и стоимости заправки за границей составляют до 32 тысяч рублей. Цены в аэропортах Москвы — 33 тысячи рублей», — уточнила она.

Эксперты называют различные причины возникновения топливного кризиса. Согласно официальному сообщению Росавиации, снижение запасов топлива вызвано резким сокращением производства авиационного керосина и возможным отвлечением его объемов на производство зимнего дизельного топлива. К такому мнению 1 сентября на совещании в ведомстве пришли представители Минэнерго, Минтранса, топливо-заправочных компаний московского авиаузла и поставщиков авиатоплива: «Лукойл-Аэро», «Газпромнефть-Аэро», «Роснефти», ТНК-ВР. Также не исключено, что дефицит топлива частично объясняется увеличением на 10% числа пассажиров и полетов, высказывал BFM.ru мнение Андрей Прянишников.

Ранее в СМИ появились сообщения о том, что дефицит вызван выполнением госзаказа Министерства обороны. Однако в ведомстве это отрицают. Вице-президент «Транснефти» Михаил Барков посчитал, что дефицит топлива на московском авиаузле связан с проблемой доставки продукции по железной дороге. Однако пресс-служба РЖД сообщила, что поставки авиатоплива московским аэропортам «осуществляются в полном объеме... и перебоев в подаче вагонов с топливом к аэропортам московского авиаузла нет».

Цены на авиакеросин за неделю с 26 августа по 2 сентября на московском авиаузле снизились на 900 рублей, до 24,6 тысяч рублей за тонну, сообщил BFM.ru представитель информационного центра «Кортес» Павел Строков. В то же время на бирже цены поднялись на 1,4 тысячи рублей — до 26,4 тысячи рублей за тонну.